«Самолёт прорыва»: как «Белый лебедь» стал самым мощным в мире бомбардировщиком

0 0

18 декабря 1981 года состоялся дебютный полёт опытного образца легендарного стратегического бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь». Спустя шесть лет советская промышленность начала поставки этого самолёта в войска. По характеристикам Ту-160 заметно превзошёл своего американского конкурента Rockwell B-1 Lancer и до сих пор сохраняет статус самой крупной и мощной ударной авиационной платформы. В последнее время в связи с запуском модернизации и возобновлением производства «Белый лебедь» переживает вторую молодость. Как считают эксперты, поставка обновлённых машин в войска заметно усилит потенциал российской дальней авиации.

«Самолёт прорыва»: как «Белый лебедь» стал самым мощным в мире бомбардировщиком

  • Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь»
  • © ПАО «Туполев»

40 лет назад в воздух впервые поднялся опытный образец сверхзвукового стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Машиной управлял экипаж под командованием лётчика-испытателя Казанского авиационного завода и ОКБ Туполева Бориса Веремея. 

Новейшая машина вела себя предсказуемо и повторила результат, полученный на стендовых испытаниях. Спустя три года «за освоение новой боевой техники» Борис Веремей получил звание Героя Советского Союза.

По рекомендациям пилотов конструкторы внесли ряд изменений в систему управления.

В октябре 1984 года стартовали испытания первого серийного Ту-160. С апреля 1987 года самолёты начали поступать в строевые части ВВС СССР. Первым обладателем этого уникального самолёта стало подразделение, дислоцированное на Украине.

В Советском Союзе бомбардировщику было присвоено наименование «Белый лебедь» (по классификации НАТО — Blackjack). За время эксплуатации машина установила 44 мировых рекорда.

В 1990-е годы появилась традиция называть выходящие из сборочного цеха Ту-160 в честь народных героев, прославленных учёных и лётчиков. Например, несколько самолётов из состава авиапарка РФ получили имена лётчика-испытателя Бориса Веремея, главного конструктора «Белого лебедя» Валентина Близнюка, российского авиаконструктора Андрея Туполева и Николая Кузнецова, разработавшего двигатели для Ту-160.

Титановая птица

На сегодняшний день Ту-160 остаётся самым крупным, скоростным и мощным самолётом боевой авиации в мире. По информации Минобороны РФ, бомбардировщик предназначен для поражения ядерным и обычным оружием «наиболее важных целей в удалённых военно-географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий».

По информации ПАО «Туполев», «Белый лебедь» выполнен по схеме интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности. Машина оснащена трёхопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и четырьмя двигателями, которые попарно установлены в мотогондолах в нижней части фюзеляжа.

«Самолёт прорыва»: как «Белый лебедь» стал самым мощным в мире бомбардировщиком

  • Ту-160 ВВС СССР
  • РИА Новости
  • © Сергей Скрынников

«Два отсека размещения полезной нагрузки расположены тандемом (друг за другом). Основные материалы планера — титан, алюминиевые термообработанные сплавы, стальные сплавы и композиционные материалы. Ту-160 оснащён приёмным устройством дозаправочной системы типа «шланг — конус»», — говорится в материалах компании-разработчика.

Как отмечают эксперты, необходимость появления такого бомбардировщика в условиях холодной войны была продиктована целым комплексом факторов, а также связана с освоением советской промышленностью технологий, способных длительное время обеспечивать сверхзвуковой режим полёта.

Запуском работ по «Белому лебедю» Советский Союз стремился ответить на создание Соединёнными Штатами B-1 Lancer — сверхзвукового стратегического бомбардировщика, впервые поднявшегося в воздух в 1974 году, пояснил в разговоре с RT главный редактор интернет-портала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.


Экспортная версия российского боевого вертолёта Ми-28НМ «Ночной охотник» будет оснащаться управляемыми ракетами комплекса…

Производство обновлённых агрегатов развёрнуто на «ОДК-Кузнецов» (Самара). В октябре руководство предприятия отчиталось о завершении модернизации мощностей, что позволит нарастить объёмы выпуска двигателей и ремоторизировать действующий парк ракетоносцев.

Возобновление производства и запуск программы модернизации изготовленных ранее Ту-160 стало разумным и закономерным решением, считает Дмитрий Дрозденко.

«Ту-160 как боевая платформа совсем не устарел. Однако время не стоит на месте. Чтобы и дальше обеспечивать высокий боевой потенциал машины, её требуется оснащать более совершенными двигателями, электроникой и вооружением», — сказал Дрозденко.

Такого же мнения придерживается и Алексей Леонков. Собеседник RT заявил, что благодаря новейшему комплексу РЭБ усовершенствованный «Белый лебедь» стал более защищённым самолётом. Помимо этого, в оборудование машины российские специалисты широко интегрировали цифровые технологии, что существенно повысило степень автоматизации процессов управления.

«Эти самолёты в перспективе заменят устаревающие Ту-95 и Ту-160 первых выпусков, когда они будут выходить из строя. Главным оружием «Белого лебедя» станут ракеты с ядерными боеголовками. Благодаря проводящейся сейчас модернизации Россия сможет нарастить мощь дальней авиации, которая, я напомню, является воздушным компонентом нашей ядерной триады», — резюмировал Леонков.

Источник: russian.rt.com

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.