«Потери будут слишком велики»: зачем Литва намерена остановить транзит продукции «Беларуськалия» через свою территорию

0 0

Официальный Вильнюс разрабатывает меры, направленные на остановку транзита продукции «Беларуськалия» через Литву. При этом министр иностранных дел республики Габриэлюс Ландсбергис допустил, что грузовые потоки, от которых планирует отказаться Литва, могут пойти через другие государства. Прибалтийская страна решила заблокировать транспортировку калийных удобрений после введения санкций США против белорусского предприятия. Планы правительства возмутили литовскую оппозицию, которая спрогнозировала, что в результате таких действий национальная экономика может потерять сотни миллионов евро. Эксперты объясняют намерения литовских властей политическими мотивами. По мнению аналитиков, Вильнюс готов действовать в ущерб себе ради укрепления партнёрства с Вашингтоном.

«Потери будут слишком велики»: зачем Литва намерена остановить транзит продукции «Беларуськалия» через свою территорию

  • Порт Клайпеды / Вагон с продукцией «Беларуськалия»
  • © Reuters / ОАО «Беларуськалий»

Вильнюс разрабатывает меры, направленные на прекращение транзита продукции «Беларуськалия» через Литву. Об этом в интервью эстонскому телеканалу ETV заявил министр иностранных дел республики Габриэлюс Ландсбергис.

Такие решения должны быть подготовлены до 31 января 2022 года. При этом министр подчеркнул необходимость сгладить репутационные издержки, которые возникли из-за ситуации вокруг «Беларуськалия».

«Репутационные риски для правительства Литвы должны быть сведены к минимуму — такова была её (премьер-министра республики Ингриды Шимоните. — RT) просьба… Да, по сути, в этом (прекращении транзита. — RT) идея и состоит, но, как я не раз открыто говорил, здесь необходимо надёжное юридическое и политическое обоснование», — сказал Ландсбергис.

Он пояснил, что действующие в отношении Минска европейские санкции не касаются деятельности «Беларуськалия», а Литва не имеет полномочий вводить собственные рестрикции в сфере торговли. По этой причине Вильнюс ищет иной способ запретить перевозки продукции белорусского предприятия.


Миграционные процессы «обогатили европейские общества», а также породили «миллионы новых знакомств и отношений», заявил глава…

18 декабря в комментарии местным журналистам бывший премьер-министр Литвы, депутат сейма Альгирдас Буткявичюс предупредил действующие власти страны о том, что Латвия и Эстония не поддержат политику Вильнюса в отношении «Беларуськалия» и, скорее всего, воспользуются возможностью увеличить перевалку белорусской продукции через свою инфраструктуру.

«Всегда эта конкуренция была: публично говорится одно, а делается совсем другое. Если нет письменного соглашения, что мы будем действовать принципиально и не будем возить определённые грузы, то надеяться, что будут соблюдаться устные заявления, не надо — такого никогда не было», — сказал Буткявичюс.

Павел Фельдман также полагает, что белорусский транзит, от которого намерена отказаться Литва, может пойти через другие прибалтийские государства или модернизированные российские порты, если это будет экономически целесообразно.  

«Эстония всегда придерживалась более осторожной, более прагматичной позиции в отношении Белоруссии и России. Литва же, наоборот, проводит гораздо более жёсткую линию, действуя себе же в ущерб. Я думаю, что, кроме Вильнюса, не найдётся желающих отказываться от заработка на транзите белорусских товаров», — считает Фельдман.

«Будут экономические потери»

При этом эксперты говорят, что санкции США против «Беларуськалия» и запрет транзита со стороны Литвы были вполне предсказуемы. Ещё в августе аналитики SEB, одного из крупнейших банков Северной Европы (обслуживал сделки «Беларуськалия» с ЛЖД), подготовили отчёт, в котором спрогнозировали потери литовской экономики в объёме до 0,3% ВВП при отказе от перевалки калийных удобрений. Swedbank, через который белорусское предприятие внесло аванс за услуги ЛЖД, оценил потенциальные убытки Вильнюса в 0,3—0,5% ВВП.

Преподаватель кафедры международной политики и зарубежного регионоведения Института общественных наук РАНХиГС Сергей Маргулис также полагает, что Литва в результате такой политики понесёт весомые потери. В беседе с RT он отметил, что в наибольшей степени пострадают не только порты, но и железные дороги Литвы, по которым белорусские товары доставляются сейчас на побережье.

«Потери будут слишком велики»: зачем Литва намерена остановить транзит продукции «Беларуськалия» через свою территорию

  • Порт Клайпеды
  • Reuters
  • © Ints Kalnins

Как следствие, эксперт усомнился в том, что Вильнюс действительно решится заблокировать транзит продукции «Беларуськалия». Как полагает Маргулис, Ландсбергис в данном случае сделал «банальное популистское заявление».

«Литовские политики достаточно регулярно делают подобные резкие выпады, чтобы продемонстрировать нежелание сотрудничать с «белорусским режимом». Ждать радикальных мер в отношении «Беларуськалия», я думаю, не стоит. В первую очередь это будет невыгодно самой Литве. Слишком велики будут экономические потери, и мне сложно представить, что Вильнюс на это пойдёт», — рассуждает Маргулис.

Павел Фельдман придерживается противоположной точки зрения. Он согласен с тем, что Клайпеда и литовские железные дороги будут пустовать без транзита белорусского калия, но при этом выразил уверенность, что литовское правительство выполнит обещание прекратить экспорт продукции «Беларуськалия». 

«Литовцы заставят белорусское предприятие доставлять продукцию европейским потребителям по более протяжённым маршрутам. Однако в перспективе, безусловно, проиграют те, кто вводит санкции. В данном случае — это Литва» — резюмировал Фельдман.

Источник: russian.rt.com

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.