От блокчейна до биометрии: Технологии, которые создают банковский сектор нового типа
Технологии изменили практически все сферы нашей жизни. С активным развитием цифровых технологий и волной инноваций в финансовом секторе традиционный банковский ландшафт стремительно меняется, и этот процесс будет продолжаться в обозримой перспективе. Вот некоторые из технологий, меняющие специфику работы банковской отрасли.
Блокчейн
Блокчейн способен фундаментально изменить банковские услуги. Изначально банкиры скептически отнеслись к этой технологии и ее способности вписаться в жестко регулируемую отрасль, однако в последнее время их настрой меняется. Крупные банки активизируют свои усилия по изучению децентрализованного реестра для работы с активами и думают над тем, как интегрировать блокчейн в свои бизнес-процессы.
Блокчейн обеспечивает очень высокий уровень безопасности и надежности при обмене данными, информацией и деньгами. Среди его преимуществ — прозрачная инфраструктура сети и низкие издержки, ставшие возможными благодаря децентрализации.
Ripple, пожалуй, — главный кандидат, способный перевернуть отрасль. Многие глобальные банки уже используют технологию распределенного реестра Ripple для трансграничных платежей.
Недавнее исследование, проведенное аналитической компанией Juniper Research, показало, что развертывание технологии блокчейна в финансовой отрасли позволит сэкономить более 27 млрд долларов на международных платежах до конца 2030 года. В среднем каждая операция станет дешевле более чем на 11%.
Российский Альфа-банк, французские BNP Paribas и Societe Generale, Deutsche Bank (Германия), UBS (Швейцария), а также центральные банки Перу и Колумбии вошли в состав участников консорциума R3, испытавшего новый основанный на блокчейне протокол KYC («Знай своего клиента»). В апреле 2016-го JPMorgan Chase, Citigroup и другие крупные банки Уолл-стрит провели успешное испытание блокчейна для отслеживания дефолтных свопов.
Биометрия
Сканирование отпечатков пальцев, распознавание сетчатки глаза — биометрическая технология стремительно меняет банковскую отрасль. У людей появляются новые способы совершать и получать платежи. Банки по всему миру все чаще прибегают к биометрическим данным для аутентификации клиентов. Технология быстро заменяет необходимость запоминать пароли и пин-коды.
В 2015-м Bank of America ввел проверку отпечатков пальцев. Журнал American Banker сообщает, что на середину 2017-го более половины клиентов банка пользовались этой технологией для мобильного доступа к счетам. В 2017 году HSBC запустил голосовую авторизацию для клиентов из США. Система под названием Voice ID использует голос для распознавания личности клиента. Чтобы подтвердить ее, достаточно произнести фразу-пароль.
В прошлом году Lloyds Banking Group объединила усилия с Microsoft в работе над технологией по распознаванию лиц и отпечатков пальцев для входа в онлайн-банкинг на устройствах под управлением Windows 10. Британский банк Santander UK пошел еще дальше и позволил клиентам совершать платежи, подтверждая их голосовыми паролями по телефону.
Australia and New Zealand Banking Group, также известная как ANZ Bank, запустила систему голосовой проверки для мобильных транзакций, превышающих $1000. Citigroup — четвертый по величине банк в США — в мае 2016 года запустил голосовую аутентификацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, позволяя клиентам из Австралии, Гонконга, Индии, Малайзии, Филиппин, Сингапура, Тайваня, Таиланда и Вьетнама пользоваться финансовыми услугами посредством биометрической аутентификации.
Искусственный интеллект
Ряд банков и финансовых институтов проявляют интерес к искусственному интеллекту (ИИ. Чатботы — пожалуй, самая известная форма ИИ, которая используется многими компаниями. Эти автоматизированные помощники способны распознавать десятки тысяч различных вариаций наиболее часто встречающихся вопросов и отвечать на них, помогая клиенту решить проблему удаленно.
В январе Commonwealth Bank of Australia запустил своего чатбота Ceba. Он помогает клиентам разобраться с более чем 200 различными банковскими операциями, включая активацию карт, проверку баланса, совершение платежей или получение наличных. Ceba работает круглосуточно семь дней в неделю и способен распознавать около 60 тыс. различных вопросов.
Другой пример — Nina, чатбот Swedbank, работающий уже около двух лет. По данным банка, Nina обрабатывает более 40 тыс. обращений в месяц и успешно решает 81% проблем. Bank of America создал бота Erica, чтобы помочь клиентам с простыми операциями, такими как погашение долга, проверка статуса чекового счета и др. Capital One Financial разработал бота по имени Eno. Эта автоматизированная программа общается с клиентами банка посредством текстовых сообщений.
Канадская компания Finn AI занимается разработкой чатботов для финансовых учреждений. В настоящее время она сотрудничают с крупными и средними банками с четырех континентов и занимается автоматизацией работы фронт-офисов. Технологии ИИ позволяют наполовину сократить время, затрачиваемое на подобную деятельность.
Мобильный и цифровой банкинг
Современные потребители все чаще предпочитают смартфоны и цифровые технологии. Именно поэтому банки вкладывают огромные суммы в развитие мобильного банкинга. Теперь потребители имеют возможность круглосуточно пользоваться банковскими услугами с помощью своего мобильного телефона или браузера.
Главные достоинства цифрового банкинга — скорость и эффективность. Клиентам не нужно стоять в очередях, чтобы перевести деньги, подать заявку на новый кредит или провести практически любую операцию.
Еще одно важное преимуществом технологии — возможность оплачивать счета через интернет. Отпала необходимость выписывать чеки или заполнять квитанции; теперь достаточно установить онлайн-банк и нажать на кнопку.
Передовые технологии вряд ли угрожают традиционному банковскому бизнесу, однако они могут заставить отрасль задуматься о новых способах решения существующих проблем. Банкам необходимо новое видение и понимание того, как наилучшим образом удовлетворять финансовые потребности клиентов.
Источник: ru.ihodl.com