Основания политической экономии: (экономическое) благо и экономика

0 4

Представляем вашему вниманию первую часть новой серии статей, в которой автор попытался кратко изложить выдающийся труд Карла Менгера «Основания политической экономии». Целью является сделать эту важнейшую работу чуть более понятной и удобной для прочтения для той категории людей, у кого, возможно, не так много свободного времени, тем не менее, имеется желание познакомиться с основами экономической теории. Первая часть этого эссе охватывает две первых главы книги и формирует теоретическую основу экономического и неэкономического блага, потребностей, собственности и богатства.

Глава I — Общее учение о благе

1. О сущности благ

Менгер начинает с перечисления четырёх обязательных предварительных условий, которые одновременно должны соблюдаться для того, чтобы предмет приобрел характер блага, или, другими словами, чего-то, что может быть непосредственно использовано для удовлетворения людских потребностей:

1. Человек должен испытывать некую потребность. Пример: утолить сильное чувство голода.

2. Необходимо наличие некоторых особых свойств, благодаря которым предмет становится пригодным для создания казуальной связи с удовлетворением этой потребности. Пример: содержать питательные вещества.

3. Человеческое знание об этой причинно-следственной связи. Пример: представление о питании, основанное непосредственно на традиционных или более научных подходах.

4. Возможность распоряжаться предметом в достаточной степени и таким образом, чтобы действительно употреблять его для удовлетворения этой потребности. Пример: Обладание продуктом, содержащим питательные вещества.

Предмет только тогда становится благом, когда совпадают все четыре условия, но если отсутствует хотя бы одно из них, то предмет никогда не может стать благом.   Давайте же посмотрим, какую роль будет играть кусок мяса в вышеприведенном примере. (1) Естественно, будет актуально, если человек не ел ничего в течение некоторого времени. (2) применимо и в случае мяса, поскольку оно содержит различные питательные вещества, которые человеческая пищеварительная система может использовать для утоления голода. (3) является допустимым, если человек знает, что мясо на самом деле утоляет голод. (4) имеет силу, если человек имеет в своем распоряжении кусок мяса.

Нетрудно догадаться, где этот список предварительных условий может быть нарушен, и в каком случае мясной продукт становится, в данном конкретном сценарии, просто вещью или объектом. Потребность утолить голод могла исчезнуть после обильного приёма пищи. Кусок мяса может быть настолько испорченным, что никакие питательные вещества, оставшиеся в нём, не дадут какого-либо положительного эффекта. Возможно, ещё пока никто не знает, что данный конкретный вид мяса можно употреблять в пищу, прежде всего. И, наконец, кусок мяса всё ещё может быть частью животного, которое пока еще не поймано.

2. О причинно-следственных связях между благами

Блага несколько варьируются в зависимости от присущих им характеристик. Некоторые из них могут удовлетворять потребности непосредственно напрямую, что является причиной того, что Менгер называет таковые  благами первого порядка. Кусок мяса, несомненно, относится к этой категории благ, так как способен утолить голод — самую что ни на есть насущную потребность.  Однако в мире существует большое количество вещей, которые не находятся в прямой причинно-следственной связи с удовлетворением человеческих потребностей, но которые в любой случае должны считаться благами. Грушевое дерево, например, само по себе не способно утолить голод, но, в первую очередь, является необходимой предпосылкой для того, чтобы груши стали доступны для такой причинно-следственной связи. Поэтому, очевидно, что грушевое дерево, является благом второго порядка, в то время как фрукт груша в этом сценарии является благом первого порядка. А, участок земли, на котором растёт грушевое дерево, можно считать благом третьего порядка. Как видите, и участок земли, и грушевое дерево, а также сами груши все относятся к причинно-следственной связи с удовлетворением потребностей.

Важно понимать, что характер блага не является чем-то по умолчанию присущим самому благу. Например, пару веков назад нефть вообще не имела рыночной цены, хотя сегодня она представляет значительную ценность. Несмотря на тот факт, что по своему химическому составу она точно такая же как и раньше, только благодаря изменениям в понимании нефти и способов ее использования человеком, она приобрела характер блага. Поскольку знания могут быть не только утеряны, но и обретены, становится ещё легче понять, что характер блага никогда не является чем-то присущим какой-либо вещи. Следует также отметить, что благо может занимать иной порядок или место в причинно-следственной связи благ, если оно рассматривается с учётом неодинаковости удовлетворения потребностей. Груша может являться как благом первого порядка для голодного ребенка, и в то же самое время, благом второго порядка для производителя грушевого варенья. При этом груша может потерять определённое место в причинно-следственной связи благ, если навык изготовления грушевого варенья будет когда-либо утрачен.

3. Законы, регулирующие характер благ

А. Блага высшего порядка в своём характере благ обусловлены наличием в нашем распоряжении соответственных комплементарных благ.

В случае с благами первого порядка, они могут быть использованы непосредственно для удовлетворения потребностей. Так, к примеру, чтобы утолить голод, можно съесть грушу или яблоко. Чтобы получить блага первого порядка, необходимо обладать полным набором благ второго порядка, которые и могут быть преобразованы в блага первого порядка.  Если взять хлеб в качестве ещё одного примера широко распространённого блага первого порядка, то он может быть изготовлен с помощью муки, воды, дрожжей, соли и энергии — все они в данном случае являются благами второго порядка. Мука же делается из пшеницы, которая в данном случае является благом третьего порядка. Поля, на которых растёт пшеница, в этом примере можно считать благами четвертого порядка. Из этого следует, что удовлетворение потребностей может быть осуществлено только в том случае, если мы у нас есть конкретное благо первого порядка, или если мы владеем всеми благами второго порядка и превращаем их в благо первого порядка, или же если в нашем распоряжении есть все необходимые блага третьего порядка, которые мы можем превратить в блага второго порядка, а затем превратить полученные блага второго порядка в благо первого порядка, и т.д. Для того чтобы любое из них приобрело этот специфический характер блага, в нашем распоряжении должны быть все комплементарные товары более высокого порядка. Например, при отсутствии муки, вода, дрожжи, соль и энергия бесполезны для приготовления хлеба в стремлении удовлетворить ту или иную конкретную потребность.

Следует, однако, добавить, что отсутствие муки в приведённом выше примере вовсе не обязательно лишает дополнительные блага второго порядка всего характера благ. Вода, в данный момент не обладающая характером блага для приготовления хлеба из пшеничной муки, всё равно может иметь характер блага в силу того, что является частью причинно-следственной связи с другими благами. В качестве наглядного примера можно привести то, что вода является благом первого порядка для утоления жажды. При отсутствии пшеничной муки у хлебопекаря может быть мука и из других видов зерна, в результате чего вода приобретает свойство блага второго порядка в случае наличия других причинно-следственных связей.

Характер блага для благ более высокого порядка зависит не только от обладания соответствующими комплементарными благами того же порядка. Кроме того, если у нас не будет в распоряжении всех комплементарных благ более низкого порядка, то утрачивается специфический характер благ более высокого порядка. Например, в целях удовлетворения потребности в хлебе как пище, участок земли, благо четвертого порядка, на котором мы выращиваем пшеницу, благо третьего порядка, утратит свой характер блага, если у нас не будет дрожжей, блага второго порядка. В заключении:

Б. Характер благ для благ более высокого порядка является производным от из характера соответствующих благ более низкого порядка.

4. Время и погрешность

В этом разделе Менгер вводит понятие времени как релевантный фактор преобразования благ высшего порядка в блага низшего порядка. Он подчеркивает, что если необходимое время между трансформациями благ в блага более низкого порядка может уменьшиться, допустим, обусловленное технологическим прогрессом, временная составляющая может не исчезнуть полностью. Для иллюстрации этого явления Менгер приводит в качестве примера дубовый лес. Можно чрезвычайно эффективно использовать все блага высшего порядка, но нет никакого способа обойти тот фактор, что некоторые блага более низкого порядка иногда требуют десятилетий ожидания после посадки (полностью выращенные деревья, древесина), прежде чем они поступят в распоряжение их владельца.

Из этого следует, что в уравнение добавляется человеческая дальновидность, так как временная составляющая часто делает невозможным удовлетворение насущной потребности. Это указывает на второе замечание Менгера, что временная составляющая вносит неопределённость или погрешность. Человек, распоряжающийся каким-либо благом первого порядка, может быть уверен в его качестве и количестве, в то время как владелец всех благ второго порядка не может быть настолько уверен в качестве и количестве блага первого порядка, которое поступит в его распоряжение только позже. Хорошим примером является обладание определенным количеством бушелей пшеницы, в отличие от владения всеми такими благами более высокого порядка, как семена, вода, земля, удобрения и трудовые ресурсы. Как и в случае со временем, неопределенность может уменьшаться при более глубоком знании природы причинно-следственной связи, или другими словами, производственного процесса.

5. О причинах прогрессирующего благосостояния человека

В этом разделе Менгер начинает с того, что проводит важное различие между своей экономической теорией и теорией Адама Смита. Смит считает разделение труда центральным фактором экономического прогресса человечества. Что на первый взгляд кажется вполне логичным, но упускается из виду аспект времени, поднятый совсем недавно. Чтобы подчеркнуть свою точку зрения, Менгер описывает некое первобытное общество, в котором полностью господствует разделение труда труд (охотники, собиратели, повара и т.д.). И хотя подобная организация очень эффективна, однако носит недальновидный характер и сосредоточена на краткосрочном потреблении, приводя к тому, что все члены такого общества оказываются в относительной бедности. Поэтому должен присутствовать также и другой фактор, который помогает дифференцировать бедные общества с разделением труда, от богатых обществ, практикующих такую же форму организации труда.

Этим вторым фактором, разумеется, является преобразование товаров более высоких порядков, в товары более низких порядков — процесс, требующий определённого времени. Общество с более низким уровнем доходов может заниматься собирательством благ первого порядка для удовлетворения насущных потребностей, при этом блага более высокого порядка остаются невостребованными. Более состоятельное общество может преобразовывать блага высших порядков в блага первого порядка и достигать тем самым более значительных совокупных результатов. В экономике примитивного собирательства, естественно, объёмы производства производства ниже, чем в той экономике, которая использует блага более высокого порядка для создания еще большего количества благ первого порядка. Хорошим примером является рыбак, который вместо того, чтобы ловить рыбу руками, использует блага более высокого порядка, чтобы изготовить лодку и рыболовные сети. Конечная цель конечно же остаётся неизменной — поймать как можно больше рыбы. Теперь должно быть совершенно ясно, что временной фактор, а если быть более точным, то преобразование благ из высшего в низший порядок в причинно-следственной связи играет решающую роль в прогрессе благосостояния человека. Существует определенный компромисс между немедленным, но относительно низким потреблением и отложенным, но относительно высоким потреблением.

Потребительские блага (блага первого порядка), появляющиеся в результате случайного стечения естественных условий, теперь становятся продуктом человеческой воли, в пределах, установленных законами природы. С течением времени, непосредственный сбор диких груш естественным образом будет приносить меньший урожай груши, нежели выращивание грушевых деревьев на плодородной земле и тщательный уход за ними под вашим контролем. Отсроченное удовлетворение в сочетании с разделением труда — это, по  мнению Менгера, именно то, что вывело человека из варварства и страданий в  состояние цивилизации. Это может быть возможно только в том случае, если люди овладели знаниями, необходимыми для преобразования благ более высокого порядка в блага более низкого, и если они также обладают предусмотрительностью, позволяющей им планировать наперед с учётом причинно-следственного процесса.

6. Собственность

В заключении общей теории блага, Менгер описывает собственность как: всю совокупность благ в распоряжении хозяйствующего субъекта для удовлетворения его потребностей. Его не следует путать с понятием богатства, которое мы обсудим позже. В заключение Менгер отмечает, что человек должен стараться удовлетворять свои потребности в жилище, а также в пропитании, и что даже самое полное удовлетворение одной лишь потребности не может поддерживать жизнь и благосостояние. Подразумевается, что собственность хозяйствующего индивида всегда включает в себя ряд полезных для него благ.

Глава II — Экономика и экономические блага

Количество потребительских благ, которое человек должен иметь для удовлетворения своих потребностей, можно назвать его надобностью. Поэтому забота людей о поддержании своей жизни и своего благосостояния является заботой об обеспечении нужного им количества благ.  Поскольку люди обладают определенной предусмотрительностью, естественно, что предпринимаются попытки заблаговременно обеспечить удовлетворение таких потребностей в будущем. В качестве примера Менгер приводит изготовление зимней одежды заблаговременно до наступления зимы. В качестве обязательного предварительного условия Менгер перечисляет два вида знаний, которыми должны обладать люди для того, чтобы заранее обеспечить себя всем необходимым. Они должны (а) знать свои потребности, т.е. количество благ, которое им потребуется для удовлетворения потребностей в течение периода времени, на который распространяется их предусмотрительность, и (б) знать количество благ, имеющихся в распоряжении для целей удовлетворения этих потребностей.

1. Человеческие потребности

А. Надобность в благах первого порядка (потребительские блага).

Менгер отмечает, что человек испытывает непосредственную и немедленную надобность только в благах первого порядка — то есть в благах, которые могут быть использованы напрямую для удовлетворения его потребностей. При отсутствии какой-либо надобности в этой категории благ, не могло бы возникнуть никаких потребностей в отношении благ более высокого порядка. Иными словами, потребности в благах более высокого порядка обусловлены наличием потребностей в благах первого порядка. Если, например, отпадает надобность в дровах для костра по причине миграции в более теплый климат, то деревья перестают быть необходимостью для конкретной цели удовлетворения потребности оставаться в тепле.

В этом случае также играет роль неопределенность, так как люди должны стремиться получить надлежащее количество потребительских благ, которое им потребуется в течение всего периода времени, на который распространяются их планы.

Б. Надобность в благах высшего (средствах производства)

Если потребности в благах первого порядка на предстоящий период времени уже удовлетворены существующими запасами, то нет необходимости удовлетворять эти же самые потребности за счёт товаров более высокого порядка. Однако, при недостаточном количестве благ первого порядка, возникает надобность в благах высшего порядка, как в средстве производства потребительских благ, необходимых в будущем.

Менгер определяет общую надобность как неосуществлённое количество, требуемое на будущий период. Действительная надобность, с другой стороны, является частью общей надобности, которая может быть преобразована из благ высшего порядка. Разница между общей надобностью и действительной называется скрытой надобностью, и она может стать действительной только в том случае, если блага высшего порядка, отсутствующие в настоящее время, внезапно появятся в нашем распоряжении. Таким образом, в отношении определённого периода времени в будущем, наши действительные потребности в конкретных благах высшего порядка зависят от наличия комплиментарных количеств соответствующих благ высшего порядка. Прекрасной иллюстрацией этому явлению, по мнению Менгера, является Гражданская война в США. Экспорт хлопка-сырца в Европу значительно сократился, в то время как общая потребность в мануфактурных изделиях, изготавливаемых из хлопчатобумажных тканей, по причине холодной погоды осталась на прежнем уровне. Это привело к тому, что потребность в комплементарных благах второго порядка, таких как машины и трудовые ресурсы, внезапно стала скрытой, то есть действительная надобность в благах второго порядка была ниже, чем общая надобность в благах второго порядка. Если ситуация не улучшается, скрытая надобность всегда становится проблемой со временем, что приводит к неудовлетворённым потребностям из-за отсутствия благ первого порядка.

В. Временные рамки, в пределах которых проявляется действие человеческих потребностей.

Здесь Менгер рассматривает вопрос о том, как потребности будущих периодов времени соотносятся с существующим преобразованием благ высшего порядка в блага более низкого порядка. Поскольку этот процесс имеет неотъемлемую временную составляющую, то, например, осенью уже поздно сажать пшеницу, чтобы удовлетворить продовольственные потребности в хлебе, которые возникнут в течение зимы того же года. В соответствии с законами природы пшеница просто не будет иметь необходимых условий для роста до наступления губительных снегопадов.

2. Доступные к распоряжению количества

Знание потребного количества благ для последующих временных периодов является первой предпосылкой для планирования всей человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Поэтому чёткое прогнозирование этих количеств приобретает важное значение. До тех пор, пока между людьми отсутствует торговля в значительных масштабах, знание того, какими объёмами распоряжаются другие, не имеет большого значения, но как только появляется торговля (главным образом, в результате разделения труда), эта информация, естественно, становится очень перспективной для целей планирования. Возникнет профессиональный класс, который будет выступать в качестве посредника в обменных операциях с целью содействия торговле, и одна из важнейших ролей этого класса заключается также в сборе данных о запасах. Периодически публикуемые отчеты о запасах товаров представляют собой хороший пример информации, которая появляется в связи с необходимостью заблаговременного планирования в сочетании с доступной торговой активностью.

3. О происхождении человеческого хозяйства и хозяйственных (экономических) благах

А. Хозяйственные блага.

Изучение потребностей и доступных количеств какого-либо блага позволяет установить существование какого-либо из трёх перечисленных ниже соотношений:

а) что потребности превышают имеющееся количество.

б) что потребности меньше, чем имеющееся количество.

в) что потребности и имеющееся количество одинаковы.

Первое состояние — это то, к чему мы в основном привыкли, когда рассматриваем различные блага. Всякий раз, когда люди осознают, что потребность в каком-либо благе превышает имеющееся в их распоряжении количество, они приходят к более глубокому пониманию того, что никакая часть имеющегося количества не может утратить своих полезных свойств или быть выведена из-под контроля человека, не приводя к тому, что теперь эта потребность будет удовлетворяться менее полно, чем раньше. В качестве хорошего примера можно привести разнообразные продовольственные продукты, в том месте, где их количество ограничено. Первым следствием осознания данного факта является то, что люди должны (1) обеспечить в своём распоряжении наличие всех единиц блага, относящихся к этому количественному соотношению, и (2) обеспечить сохранность их полезных свойств. Если существует угроза голода, важнейшее значение приобретает удержание права собственности на продовольственные продукты и их сохранность от порчи.

Соответственно, в связи с вышеизложенным, люди стремятся (3) сделать выбор между своими более важными потребностями и потребностями, которые они должны оставить неудовлетворенными, и (4) получить как можно больший результат при заданном количестве товара или заданный результат при как можно меньшем количестве — или, иными словами, направить количество имеющихся у них потребительских благ и, в особенности, имеющиеся в наличии средства производства, на удовлетворение своих потребностей наиболее подходящим образом.   Совокупность человеческой деятельности, направленной на достижение этих четырёх целей, называется хозяйствованием, а блага, о которых идёт речь, являются экономическими благами. Важно понимать, что хозяйственная деятельность отличается между отдельными людьми, так как у каждого человека есть свои субъективные потребности, которые могут не совпадать с потребностями других людей. Это, несомненно, усложняет совокупную оценку хозяйствующих субъектов.

В борьбе за экономические блага при таком естественном состоянии, когда потребности человека зачастую намного превышают доступное количество потребительских благ, каждый из индивидов добьется совершенно разной степени успеха. Каким бы ни был разрыв, очевидно, что некоторые члены общества не смогут в полной мере удовлетворить свои потребности, создавая конфликт интересов между обладателями экономических благ и теми, кто нуждается в таких благах. В этой связи возникает необходимость защиты обществом отдельных хозяйствующих субъектов, владеющих экономическими благами. В этом и заключается экономическое происхождение нашего нынешнего правового порядка, и это называется защитой права владения, являясь фундаментом собственности. Следовательно, собственность — это не случайное изобретение, а, скорее, единственное практически возможное решение проблемы несоответствия между потребностью и доступностью.

Б. Неэкономические блага.

Менгер приводит замечательный пример некоего общества, проживающего неподалеку от горной реки с достаточным количеством воды, как во время дождей, так и во время засухи, чтобы удовлетворить потребности в воде для всех членов этого общества. Так как все текущие и будущие потребности гарантированно будут удовлетворены, то вода не будет представлять представлять собой объект человеческой экономики, и по этой причине Менгер называет ее, в данном конкретном примере,  неэкономическим благом. За неэкономические блага по определению не может быть никакой экономической борьбы или конкуренции.

В. Взаимосвязь между экономическими и неэкономическими благами.

Важно понимать, что экономический или неэкономический характер любого блага не является ни его сущностью, ни его свойством. Благо может приобретать экономический или неэкономический характер в зависимости от количественного соотношения между потребностью и доступностью. Благо может являтся экономическим благом в один момент времени и неэкономическим в другой момент времени. Благо может носить экономический характер в одной части мира и неэкономический в другой. Дрова являются одним из примеров того, что зачастую может быть неэкономическим благом в небольших лесных обществах, в то время как в обществе, проживающем вдали лесов, дрова естественным образом могут приобретать экономический характер. Приобретая экономический характер летом, зимой лёд может и не обладать таким характером.

Возможно существование только двух видов причин, по которым неэкономическое благо становится экономическим благом: увеличение потребностей человека или сокращение имеющегося количества. Увеличение потребности может вытекать из (1) роста населения, (2) роста человеческих потребностей, и (3) прогресса в знаниях о причинной связи между вещами и благосостоянием людей.

Г. Законы, регулирующие экономический характер благ

На основании предшествующих рассуждений, Менгер приходит к выводу, что наличие потребностей в благах высшего порядка зависит от соответствующих благ более низкого порядка, имеющих экономический характер. Аналогичным образом, экономический характер благ более высокого порядка зависит от экономического характера благ более низкого порядка, для производства которых первые и служат.

4. Богатство

Вся сумма благ, находящихся в распоряжении человека, может быть названа его собственностью. С другой стороны всю совокупность экономических благ в распоряжении хозяйствующего субъекта можно назвать его богатством. Данное различие проистекает из того факта, что неэкономические блага, находящиеся в распоряжении человека, не являются объектами его хозяйственной деятельности, поскольку они находятся в изобилии. Таким образом, богатство может быть также определено как вся сумма благ, находящихся в распоряжении хозяйствующего субъекта, количество которых меньше, чем потребности в них. Менгер указывает, что если бы существовало общество, в котором все блага были бы доступны в количествах, превышающих потребности в них, то не было бы богатства, как не было бы и самих экономических благ.

Вы всегда можете поблагодарить переводчика за проделанную работу:
BTC: 1CvdCVGXEdfgjRKJS7fZWXgyYTovb5vx96 
ETH: 0x1D1d0d1e84496953bd03B83b4533F717e482Ed4B

 

Источник: bitnovosti.com

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.