Метавселенная от Facebook: какой будет Meta и за что её критикуют?
28 октября Facebook объявила о смене названия главной компании на Meta. Это означает, что компания Марка Цукерберга теперь не просто занимается развитием соцсетей, а разрабатывает полноценную метавселенную — виртуальный мир, в котором пользователи смогут общаться друг с другом, владеть и торговать цифровым имуществом, отдыхать и даже работать.
По словам Цукерберга, разработка метавселенной займет от 5 до 10 лет. При этом Meta будет поддерживать NFT, но в ней вряд ли найдется место децентрализованным криптовалютам. Разобрались, какой будет метавселенная от Facebook и как развитие данного сектора отразится на крипторынке.
Содержание:
Почему Meta разрабатывает метавселенную?
Ребрендинг Facebook в Meta — это кульминация семи лет корпоративных приобретений, инвестиций и исследований, которые начались в 2014 году с покупки компании Oculus за $2 млрд. Под управлением Facebook Oculus, которая выпускает гарнитуры виртуальной реальности, стала лидером на этом рынке, занимая на нем более 60%.
Помимо Oculus, компания Марка Цукерберга вложила значительные средства в другие технологии виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR). В подразделении компании Reality Labs над этим работают почти 10 000 человек — то есть пятая часть всех сотрудников.
В октябре Facebook объявила о планах в ближайшие пять лет нанять еще 10 000 разработчиков, которые займутся развитием продуктов для метавселенной и объединением всех цифровых пространств экосистемы Facebook. В следующие два года Meta выделит на это $50 млн инвестирования. Всего же на ребрендинг выделено $10 млрд.
Большая часть разработок Reality Labs пока засекречена, но на суд публики были представлены несколько проектов. Первый из них — Project Aria — создан в виде интерактивных 3D-карт общественных пространств, а второй — это смарт-очки Ray-Ban Stories с 5-мегапиксельными камерами и голосовым управлением.
Еще один из ключевых VR-проектов Meta — это Horizon Workrooms — VR-приложение, позволяющее удаленным сотрудникам общаться в одной виртуальной комнате. Также в портфолио компании есть Infinite Office — виртуальный офис для удаленной работы с помощью гарнитуры Oculus Quest 2.
Пример погружения в виртуальное пространство Horizon:
В презентации Meta Марк Цукерберг утверждает, что ребрендинг никак не связан со скандалами, в которые оказалась втянута компания Facebook в последние годы. Среди них: обвинения в утечке персональных данных пользователей соцсети, вредное влияние на подростков и судебные тяжбы с бывшими сотрудниками.
О смене вектора развития предприниматель задумался после покупки Instagram и WhatsApp в 2012 и 2014 годах соответственно. При этом именно для работы над метавселенной и была куплена Oculus. Цукербергу не нравится, что люди в первую очередь ассоциируют Facebook с соцсетями и мессенджерами, ведь на самом деле это компания, которая занимается разработкой технологий для коммуникации и общения.
Метавселенная может стать для техгиганта новым крупным источником дохода. В последние годы прибыль от рекламы снижается, а стоимость акций компании растет медленнее, чем у конкурентов. Цукерберг уже давно ищет новое направление развития, способное принести большие деньги.
Meta: какой будет метавселенная Марка Цукерберга?
Цукерберг верит, что его метавселенная изменит то, как мы работаем, учимся и общаемся. Это означает, что VR и AR выйдут за рамки своего нынешнего нишевого применения и станут теми технологиями, которые мы будем использовать повседневно и без которых мы не сможем представить свою жизнь.
Рассмотрим основные направления развития Meta в ближайшие годы:
Общение и работа. В виртуальном пространстве Horizon, состоящем из отдельных сервисов, например, Horizon Worlds, Horizon Workrooms и Horizon Home, пользователи Meta смогут не только общаться, но и работать. Для этого у них будет виртуальный дом, а также рабочие и общественные пространства. Юзеры смогут проводить в Horizon рабочие встречи, общаться с друзьями, устраивать вечеринки или смотреть фильмы, посещать концерты, спортивные игры и другие мероприятия. Пользователи смогут создавать себе цифровые аватары и развивать их. В виртуальной реальности появятся Facebook, Instagram и WhatsApp, а также другие сервисы, например, Slack или Dropbox. Они будут доступны в виде приложений, которыми можно будет пользоваться через устройства Oculus.
Как может выглядеть работа в метавселенной:
Игры. Meta намерена активно развивать игры с элементами виртуальной реальности, например, популярную сейчас Beat Saber. Также анонсирован выход игр от студии Rockstar Games, адаптированных для шлема Oculus Quest 2, включая легендарную Grand Theft Auto: San Andreas (GTA).
Тренировки. Meta планирует запустить приложения и пространства для фитнеса, например, бокс с виртуальным соперником или обучение танцам.
Пример тренировки в виртуальной реальности:
Образование. VR и AR-устройства помогут развитию сферы онлайн-образования, а также позволят пользователям тренировать некоторые профессиональные навыки. Так, например, будущие врачи смогут проводить операции в виртуальном пространстве, практикуясь в хирургии.
Единая система учетных записей. В метавселенной пользователи не будут привязаны к конкретным соцсетям (например, сейчас приложения и игры для Oculus Quest требуют привязки к аккаунту Facebook) — для входа в них и в другие приложения будет достаточно одного ID.
Разработка VR- и AR-устройств. Для доступа к метавселенной будут нужны специальные устройства виртуальной и дополненной реальности. То есть пользователю понадобится VR-/AR-шлем или очки. Поэтому в ближайшие годы Meta также займется выпуском нового оборудования. Так, например, скоро будет выпущена AR-гарнитура Project Cambria, а в более долгосрочной перспективе — AR-очки Project Nazare. Марк Цукерберг надеется, что в будущем эти устройства станут популярнее, чем соцсети компании. Так, на данный момент Facebook, по некоторым оценкам, продала более 8 млн шлемов Oculus Quest 2.
В перспективе идея метавселенной выглядит впечатляющей — о футуристичной виртуальной реальности люди мечтают уже десятилетиями. Но пока ее возможности не слишком поражают — даже на промороликах о Horizon мы видим примитивную графику в стиле игр из 90-х.
Проморолик Horizon Home:
Цукерберг и его команда понимают, что развитие Meta и ее метавселенной не будет быстрым. Глава компании надеется представить основные продукты в течение 5–10 лет, а некоторые из них будут разработаны только через 10–15 лет. Тем не менее, по прогнозам Марка Цукерберга, в течение ближайших пяти лет метавселенной будет пользоваться миллиард человек, а денежный оборот в ней составит сотни миллиардов долларов.
NFT и криптовалюты в экономике метавселенной Meta
В метавселенной Meta будет поддержка NFT — невзаимозаменяемые токены могут даже стать основой ее экономики. NFT позволят пользователям владеть и торговать цифровыми персонажами и предметами (например, аватарами, их одеждой или аксессуарами), а также виртуальной недвижимостью.
Так NFT могут стать одним из главных драйверов развития метавселенной. Ведь подобные токены позволяют подтвердить право собственности на цифровой актив, а также являются удобным инструментом монетизации для разработчиков, авторов контента и всех тех, кто будет создавать цифровые предметы в этом виртуальном мире. Например, в формате NFT можно будет продавать билеты на киносеанс, концерт или любое другие мероприятие.
Метавселенная неизбежно потребует интеграции финансовых инструментов, которые позволят людям из разных стран проводить сделки друг с другом. Но какие именно решения планирует внедрять Meta, пока не ясно. Ранее компания под давлением регуляторов была вынуждена отказаться от запуска собственного стейблкоина Diem (бывший Libra). Тем не менее фирма ведет переговоры с другими эмитентами стейблкоинов об интеграции их в соцсети, а в октябре Facebook начала пилотное тестирование своего криптокошелька Novi.
Однако некоторые эксперты считают, что в Meta не только не будет интеграции криптовалют, но и будут действовать ограничения на децентрализованные цифровые активы. Об этом заявил консультирующий технический директор Oculus Джон Кармак. Он сказал:
«Meta будет использовать криптотранзакции, но платформа не будет полностью открыта для децентрализованных цифровых активов».
Свободное использование криптоактивов в метавселенной, по мнению Кармака, может привести к росту мошенничества и дестабилизации виртуальной экономики. Также компания опасается присущих криптовалютам волатильности и регуляторных рисков.
В конце концов, у Meta нет особых причин использовать цифровые активы в своей метавселенной: ведь компания не создает децентрализованное сообщество. Для проведения транзакций в виртуальном мире Meta вполне может хватить и обычных фиатных денег и банковских переводов.
За что критикуют Meta?
Концепция метавселенной обещает предоставить нам много перспективных инструментов, но она также подвергается критике.
VR- и AR-устройства собирают огромные объемы данных о пользователе и его окружении. Все, что юзер будет делать в виртуальной реальности, может быть известно Meta, а при утечке данных — хакерам.
Цукерберг хочет построить единую метавселенную для всех. Чтобы пользователь не выбирал между разными экосистемами, как это происходит сейчас, а свободно передвигался по единому виртуальному пространству. Но в таком случае Meta может получить над этим пространством слишком большую власть — гораздо большую, чем сейчас есть у Facebook. Соцсеть уже давно известна своей цензурой и недостаточно внимательным отношением к персональным данным пользователей. Странно ожидать, что в метавселенной все будет иначе — напротив, с большими возможностями придет и большая ответственность перед законодательством, а потому и цензура усилится.
Цукерберг обещает нам виртуальный мир, в котором мы сможем делать почти все то же, что и в реальном. Но этот мир будет жить по законам Meta. Сейчас социальная сеть Facebook блокирует пост или аккаунт, которые не понравились модераторам. В будущем Meta сможет заблокировать вашу виртуальную встречу, потому что на ней обсуждается что-то не то.
Вызывают скепсис и сроки запуска метавселенной — они кажутся слишком оптимистичными. Пока до старта полноценной виртуальной реальности очень далеко, а пользоваться VR- и AR-устройствами не очень удобно на практике — пока вы будете танцевать на виртуальной вечеринке, вы можете врезаться в очень даже реальную стену. Для полноценного функционирования метавселенных понадобится существенный прорыв в VR- и AR-технологиях, искусственном интеллекте и машинном обучении, разработке новых видов контроллеров, которые позволят юзеру переносить свои действия из реального мира в виртуальный, новых стандартов связи и т.д.
За 15 лет развития соцсетей в отрасли так и не появился единый стандарт — пользователи Facebook не могут напрямую написать даже пользователям Instagram и WhatsApp. На этом фоне обещания Цукерберга о том, что все разработчики метавселенных объединятся и придут к общему формату работы, кажутся нереалистичными. Вероятнее, что единое виртуальное пространство построить не удастся — мы все равно получим отдельные метавселенные, которые будут работать примерно так же, как сейчас функционируют соцсети или экосистемы крупных компаний. Но метавселенная Meta, возможно, будет выделяться своей цензурой и сбором данных пользователей.
Meta хочет контролировать зарождающийся рынок метавселенных, как сейчас доминирует на рынке соцсетей и мессенджеров. Не удивимся, если вскоре компания объявит о покупке какого-нибудь проекта, разрабатывающего собственную метавселенную.
Как метавселенная Meta повлияет на крипторынок?
Разработка и запуск метавселенной Meta должны дать серьезный толчок к росту проектов, ориентированных на построение собственных метавселенных (Decentraland, The Sandbox, Alien Worlds), децентрализованное управление, NFT, DeFi и смарт-контракты (Ethereum, Solana, Cardano).
Поэтому новость о ребрендинге Facebook положительно сказалась на котировках токенов NFT-игр, развивающих собственные метавселенные. Средин них: MANA от Decentraland, которая выросла на 250%, AXS от Axie Infinity, выросшая на 25%, и SAND от The Sandbox, подорожавшая на 250%. Цены на эти активы уже начали корректироваться и снижаться, но интерес инвесторов очевиден.
Для безопасной и удобной покупки криптовалют с минимальной комиссией, мы подготовили рейтинг самых надежных и популярных криптобирж, которые поддерживают ввод и вывод средств в рублях, гривнах, долларах и евро.
Рейтинг криптовалютных бирж:
# | Биржа: | Cайт: | Оценка: |
---|---|---|---|
1 | Binance (выбор редакции) | https://binance.com | 9.7 |
2 | Huobi | https://huobi.com | 7.4 |
3 | Exmo | https://exmo.me | 6.9 |
4 | OKEx | https://okex.com | 6.5 |
5 | Bybit | https://bybit.com | 6.3 |
Специально для новичков мы подготовили подробный гайд: Как купить биткоин на криптобирже за рубли?
В заключение
Концепция метавселенной выглядит как будущее интернета и сетевого пространства. Но пока до ее полной реализации далеко — минимум 5–10 лет.
Meta — это не единственная компания, которая верит в перспективу метавселенных. Над схожими проектами работают игровой гигант Epic Games (создатель Fortnite), Google, Samsung, Sony. 2 ноября Microsoft анонсировала 3D-аватары и виртуальные пространства для встреч.
Также компания развивает корпоративную метавселенную через облачные услуги Azure, а также добавляет VR- и AR-элементы в свои игровые сервисы. Элементы метавселенной есть также в играх Roblox, Minecraft и Animal Crossing. И, как мы писали выше, над собственными децентрализованными метавселенными работают Decentraland, The Sandbox и Alien Worlds.
Прямо сейчас корпорации начинают борьбу за контроль над будущим миром, который потенциально может изменить нашу жизнь, но устройство которого пока мало кому понятно. Для криптоинвестора это хорошие новости — рынок получил еще один драйвер развития NFT и платформ смарт-контрактов. Возможно, цифровые активы станут важной частью экономики новых виртуальных миров.
Источник: mining-cryptocurrency.ru