Зарождающийся тренд. Почему за децентрализованными соцсетями будущее
Монетизация собственного свободного времени, настройка алгоритмов выдачи и
безопасность личных данных — все это возможно уже сейчас, а не в далекой
перспективе
Современные социальные сети приближаются к ситуации тупика. Пользователи начинают уставать от постоянного контроля и цензуры, мир переходит в стадию Web 3.0. Еще в 2019 году создатель Facebook (принадлежит корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) Марк Цукерберг зафиксировал тренд на небольшие закрытые группы и общение людей в закрытом режиме.
И неудивительно, ведь соцсетям регулярно сопутствуют проблемы. Тот же запрещенный в России Facebook «славится» своими утечками данных сотен миллионов пользователей. При этом весь контент в соцсети модерируется согласно политике компании, а специальный алгоритм регулирует его выдачу. Все это, по большей части, применимо и к другим классическим социальным сетям.
Вопреки своим недостаткам, рынок соцсетей остается в фазе активного роста. По различным оценкам, на текущий момент в России свыше 100 млн пользователей социальных сетей, и этот показатель ежегодно растет. Для сравнения, лишь за последние два года он увеличился почти на 45%.
adv.rbc.ru
Среди прочих на данный фактор влияет смена поколений. Молодежь более активно использует соцсети, а уже через несколько лет именно она станет объектом интереса всех маркетологов. Рынок будет подстраиваться под запросы сегодняшнего подрастающего поколения.
Стремление к независимости, космополитичность, потребность монетизировать не только рабочее, но и личное время — все это описывает зумеров. Текущие социальные сети в таком контексте выглядят уже устаревающими динозаврами, требующими срочного апгрейда.
Содержание:
Выход из тупика
Следующим логичным шагом является движение индустрии в сторону Web 3.0. Оценка дохода Web 3.0 к 2026 году составляет $23,3 млрд, а к 2023 году — уже $678 млрд. Значительная часть из этого рынка — именно децентрализованные социальные сети.
Только в 2021 году к проектам Web3 присоединились более 34 тыс. новых разработчиков, а компании инвестировали сотни миллионов долларов. Так, сооснователь Reddit и компания Solana Ventures открыли совместный инвестиционный фонд на $100 млн. Многие платформы социальных сетей добавляют возможности Web3 для пользователей Web2, предлагая интеграцию NFT. Например, Twitter позволяет использовать NFT аватарки для подписчиков сервиса Twitter Blue, VK анонсировала запуск NFT-маркетплейса и добавила NFT-аватары. Web3 вовсю привлекает инвестиции. Так, приложение для обмена сообщениями и группового кошелька с поддержкой Web3 привлекло $3,3 млн в рамках раунда предварительного финансирования, платформа CyberConnect привлекла $15 млн в раунде серии A.
Технология блокчейн позволяет обеспечить безопасность и конфиденциальность обмена сообщениями. А именно проблема с риском утечек пользовательских данных является одной из главных на текущий момент. Еще один тренд — монетизация креатива пользователей. Самый простой пример: YouTube, который 80% выручки отдает креаторам. SocialFi пошли дальше — они предлагают монетизировать не только контент, но и любые активности пользователей.
Децентрализованные соцсети — прошлое и настоящее
Первая социальная сеть на блокчейне GNU Social появилась еще в 2010 году, она работает по сей день и по функционалу напоминает Twitter. Однако, как и в случае с другими ранними проектами, получить доступ к ней для обычного пользователя, далекого от мира технологий, трудная задача. Это один из главных барьеров для широкого распространения любого новшества.
Проблему решили более новые проекты. Например, в одной из крупнейших соцсетей Web3 MAIN часть функционала работает в знакомом всем формате, но функции владения, управления и монетизации и перенесены в блокчейн. Поэтому любой может начать пользоваться платформой без установки каких-либо кошельков. При этом по мере погружения в тему пользователь может постепенно более активно работать с функционалом Web3.
MAIN — самая многочисленная социальная сеть на блокчейне BNB Smart Chain. Ее ежемесячная аудитория зарегистрированных и активных пользователей превышает 20 тыс. человек по всему миру. Проект был запущен в 2021 году на блокчейне BNB Smart Chain на основе социальной платформы, где пользователи за свои посты получали токены. Также держатели токенов могут не только хранить их или использовать внутри платформы, но и отправлять в стейкинг Earnpark (максимальный пул — 10 млн токенов).
Классические соцсети сейчас избегают темы сообществ, поскольку быстрый контент более выгоден для максимизации рекламной выручки. От этого страдают люди — они не могут коммуницировать друг с другом в своих нишевых комьюнити. При этом MAIN дает пользователям такую возможность. Проект предлагает систему создаваемых и управляемых пользователями тематических сообществ, бордов. У каждого борда есть собственные монеты, при помощи них пользователи управляют сообществом соразмерно своей доле.
Платформа доступна через мобильные приложения, а активы пользователей хранятся на их кошельках. Поэтому даже в случае блокировки аккаунта, активы в личном кошельке можно будет продать через биржу. А чтобы получать токены достаточно быть активным участником бордов, создавать свой контент или выполнять административные функции.
Следующий шаг индустрии
Традиционные социальные сети теряют доверие пользователей. Утечки данных и тотальный контроль — это пережитки прошлого, которые логичным образом уйдут вместе с развитием отрасли.
За децентрализованными соцсетями будущее, поскольку они отвечают требованиям молодежи. Среди главных преимуществ SocialFi: владение своими данными и активами, отсутствие цензуры, возможность монетизации своего личного времени и многофункциональность.
Индустрия только начинает развиваться, а значит сейчас есть возможность стать таким же ранним пользователем, который когда-то майнил биткоин на ноутбуке. Вполне возможно, что спустя несколько лет идея децентрализованных соцсетей будет казаться очевидной, но уже хорошо освоенной и ставшей частью повседневной жизни.
Источник: www.rbc.ru