7 сентября в Сальвадоре вступил в силу закон о признании биткоина легальным платежным средством. Президент страны Найиб Букеле написал об этом твит за три минуты до полуночи по местному времени:
«Через три минуты мы войдем в историю».
Президент Сальвадора также объявил о покупке властями страны 400 биткоинов. Первая транзакция в 200 биткоинов была совершена 6 сентябряы. Покупка стала частью нового фонда на 150 млн долларов, утвержденного властями для обеспечения обмена биткоина и долларов. Букеле подчеркнул, что в ближайшее время брокеры закупят еще больше биткоинов.
Руководство Сальвадора планирует упростить трансграничные переводы: сальвадорцы в прошлом году отправили домой почти 6 млрд долларов из-за границы (в первую очередь из США), что составляет примерно 23% от ВВП. Введение биткоин-банкоматов, по подсчетам властей, способны сэкономить населению 400 млн долларов в год.
С точки зрения политики, президент исполняет предвыборные обещания двухлетней давности, говорят эксперты Telegram-канала «Антихайп про деньги». Его риторика популярна, однако это решение вызвало критику среди сальвадорцев, обеспокоенных волатильностью криптовалюты и тем, как его схема будет работать.
Хотя сторонники представляют биткоин как нововведение, не зависящее от правительства, введение биткоина поднимает вопрос о международных правилах борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Слабая регуляция рискует сделать страну местом не только для инвестиций, но и отмывания средств.
Кроме того, биткоин остается крайне волатильным активом, что может ударить по благосостоянию как простых граждан, так и финансовых организаций. Кроме того, в Сальвадоре крайне низкое проникновение интернета, что затруднит доступ к цифровой валюте.
О том, насколько нововведение может быть опасно для мирового сообщества косвенно говорит тот факт, что после утверждения закона о биткоинах рейтинговое агентство Moody’s понизило рейтинг Сальвадора. Это привело к тому, что долларовые облигации страны также оказались под давлением.
Стоит разграничивать два понятия: легализация биткоина как допустимого платежного средства и его легализация как новой национальной валюты. Немало стран сделали первое, сохранив государственную валюту, но лишь Сальвадор сделал второе.
Страны Латинской Америки всегда страдали от долларизации: большой внешний долг в долларах, проникновение американской валюты во внутреннюю жизнь страны. Именно поэтому определенную инициативу в сфере криптовалют предпринимают и другие страны региона. То есть Сальвадор может стать не единственным.
Могла бы Россия пойти по этому пути? Маловероятно. Это создало бы огромную неопределенность в отношении экономики страны, а также напугало бы инвесторов и вызвало мощнейший отток капитала.
Источник: ru.ihodl.com