Ровно 20 лет назад, 4 апреля 2001 года, в воздух впервые поднялся модернизированный противолодочный самолёт Ил-38Н, оснащённый поисково-прицельным комплексом «Новелла». Однако модернизация этих машин не была сразу поставлена на поток, и Ил-38Н начали поступать на вооружение морской авиации ВМФ России только с 2014 года. Эксперты отмечают, что, несмотря на долгий путь к принятию в строй, самолёты Ил-38Н серьёзно усилят возможности ВМФ России по борьбе с атомными подводными лодками противника.
- Самолёт Ил-38Н на военном аэродроме в Ейске
- РИА Новости
- © Георгий Зимарев
4 апреля исполняется 20 лет со дня первого полёта модернизированного дальнего противолодочного самолёта Ил-38Н, оснащённого поисково-прицельной системой «Новелла-П-38», которая значительно расширила объём решаемых задач и боевые возможности крылатых машин.
Несмотря на то что самолёты с этим комплексом были разработаны к началу 2000-х, на вооружение в России они начали поступать только с 2014 года, после того как их «родственник» — Ил-38SD — успешно зарекомендовал себя на службе ВМС Индии.
Рождение Ил-38
История семейства Ил-38 началась ещё в 1960 году, когда руководство СССР поручило ОКБ Ильюшина создать противолодочный самолёт для применения в самых различных климатических условиях — от тропиков до арктических широт.
Военные эксперты отмечают, что задача была поставлена после того, как стало известно о появлении у США атомных стратегических подводных лодок, вооружённых баллистическими ракетами.
«Решение по созданию первых Ил-38 было принято после того, как на боевое дежурство вышли американские атомные подводные лодки с ракетами «Поларис», — пояснил в разговоре с RT военный историк и эксперт, директор музея ПВО в Балашихе Юрий Кнутов.
За основу было решено взять пассажирский турбовинтовой лайнер Ил-18.
- Турбовинтовой пассажирский самолёт Ил-18
- РИА Новости
- © Муса Селимханов
При этом конструкторы отказались от оснащения новой машины оборонительным вооружением в виде турелей с авиационными пушками, которые обычно присутствовали на противолодочных самолётах той эпохи. Это позволило снизить массу самолёта, что придало ему больше манёвренности и позволило использовать более короткие взлётно-посадочные полосы.
Последняя субмарина в серии из шести подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» будет передана Тихоокеанскому флоту РФ в 2024 году. Об…
«На Ил-38Н стоят более совершенные радиолокационные станции, совершенные магнитометры. В целом данный самолёт обладает гораздо большими возможностями по поиску любых атомных подводных лодок противника, чем его предшественник, поэтому принятие его на вооружение — большой шаг в развитии возможностей российского флота», — рассказал военный эксперт.
По его словам, после того как на вооружении у России появился этот самолёт, Минобороны смогло намного эффективнее решать задачи обеспечения борьбы с подводными кораблями вероятного противника.
«А расширение парка таких самолётов довольно серьёзно усилит возможности российского флота по борьбе с атомными подводными лодками противника, в том числе самыми малошумными», — заключил Сивков.
Источник: russian.rt.com