24 марта 1951 года решением правительства СССР было создано ОКБ-23 под руководством знаменитого авиаконструктора Владимира Мясищева. Дебютным проектом советских инженеров стал стратегический бомбардировщик М-4 «Бизон». Работа над ним позволила создать уникальный самолёт 3М, модификации которого эксплуатировались в дальней, разведывательной и транспортной авиации Советского Союза. Мясищев прославился как смелый экспериментатор и изобретатель множества технических решений, которые нашли широкое применение в отечественных летательных аппаратах, включая сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160. Как полагают эксперты, технологический задел, созданный Мясищевым, используется и сегодня, позволяя успешно развиваться российской авиаотрасли.
- Бомбардировщик М-50 в сопровождении истребителей
- © АО «Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева»
70 лет назад было принято постановление правительства СССР об учреждении опытного конструкторского бюро на территории московского завода №23 (ОКБ-23) во главе с Владимиром Мясищевым, который уже тогда считался одним из самых прогрессивных разработчиков отечественной авиатехники.
Первым крупным проектом нового предприятия стал стратегический бомбардировщик М-4 «Бизон». Несмотря на нехватку в коллективе ОКБ-23 опытных кадров, прототип этого самолёта был создан менее чем за два года. Машина впервые поднялась в небо 20 января 1953 года под управлением лётчика-испытателя Фёдора Опадчего.
В «Бизоне» были реализованы такие инженерные находки, как катапультные кресла всех членов экипажа и необратимые бустеры — вспомогательные устройства для увеличения силы и скорости действия основного механизма.
В конструкцию М-4 впервые в СССР были интегрированы высокопрочные алюминиевые сплавы нового типа В-65 и В-95, а также безопасно деформируемое крыло. При сравнительно небольшой массе оно отличалось высокой прочностью, но имело достаточно слабые взлётно-посадочные качества.
Мировые рекорды
Конкурентами «Бизона» стали модели ОКБ Туполева — Ту-16 «Барсук» и Ту-95 «Белый медведь». Обе машины нашли широкое применение в отечественной авиации. Ту-16 в различных модификациях эксплуатировались в России до начала 1990-х годов, а Ту-95 в глубоко модернизированном варианте по-прежнему находится на вооружении ВКС России.
Как отмечают эксперты, М-4 уступал туполевским бомбардировщикам по надёжности, дальности полёта, простоте производства и эксплуатации, но заметно превосходил их по грузоподъёмности. Бомбардировщик мог поднимать в воздух до 24 т разнообразного вооружения — бомбы калибра от 500 кг до 9 тыс. кг, морские мины и торпеды.
- Владимир Мясищев
- © АО «Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева»
Недостатки своего детища Мясищев попытался исправить в самолёте, получившем наименование 3М. Чтобы 3М имел возможность продолжительное время нести боевое дежурство, специалисты ОКБ-23 разработали оригинальную и относительно простую систему дозаправки в воздухе с применением «конус-штанги» на гибком шланге. При этом американцы использовали менее удобный комплекс с конусом на жёсткой управляемой штанге.
3М изготавливался преимущественно из высокопрочных алюминиевых сплавов и был оснащён множеством электронных бортовых систем. С целью обеспечения питания авионики инженеры ОКБ-23 смонтировали на самолёте два автономных энергоузла.
. Хотя вклад Мясищева в развитие нашей авиации сложно переоценить. Он разрабатывал уникальные образцы бортовых систем и летательных аппаратов. Да, они не всегда находили практическое применение, но перед Мясищевым ставились преимущественно экспериментальные, исследовательские задачи», — рассуждает Попов.
По словам эксперта, спустя десятилетия можно смело утверждать, что Мясищев был выдающимся отечественным учёным, чья конструкторская мысль опережала своё время. Созданные им технические решения применялись в серийных самолётах стратегической авиации и при создании сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144, отмечает Попов.
«Образцы сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков, которые проектировал Мясищев, лишний раз говорят нам о том, что этот человек смотрел на несколько шагов вперёд. Он предлагал прорывные технологии, которые потом другие КБ интегрировали в собственные самолёты. Созданный им технологический задел настолько велик, что мы до сих пор его эксплуатируем», — подытожил Попов.
Источник: russian.rt.com