Стейблкоины — «тихая гавань» на волатильном рынке цифровых денег. Максим Перцовский, глава направления развития Waves Association, рассказал, почему они связывают криптоиндустрию с реальным миром и могут стать основой децентрализованной финансовой системы
Осенью 2013 года финансовый мир перешел в новую реальность. Под ликование «шифропанков» биткоин взлетел выше $1000, а центральные банки всего мира начали публиковать предупреждения и искать способы усмирения «децентрализованного джинна», угрожающего стабильности привычной системы.
Восшествие криптовалют было остановлено отсутствием доверия и, как следствие, высокой волатильностью. Понадобился надежный инструмент для стабилизации цены цифровых активов. Так появились «стабильные криптовалюты» — стейблкоины. Этот инструмент помог связать криптоактивы с реальным миром. Почти одновременно начали развиваться два разных подхода к созданию стабильного криптоактива.
Содержание:
Стейблкоины с фиатным обеспечением
Первый и самый распространенный вид стейблкоинов — обеспеченные (backed) токены на блокчейнах публичных криптовалют. Самый первый и популярный из ныне существующих стейблкоинов — USDT (Tether) — появился в 2014 году, а в начале 2021-го его капитализация превысила $25 миллиардов.
Подавляющее большинство стейблкоинов, привязанных к фиатным валютам, номинированы в долларах США. Они заняли свободную нишу, как криптовалютный инструмент с минимальной волатильностью. Все самые популярные обеспеченные стейблкоины выпускаются криптовалютными биржами:
Эмитенты классических стейблкоинов декларируют их обеспечение реальными долларами на банковском счете или пакетом гособлигаций в соотношении 1:1. Поэтому 1 токен практически всегда стоит 1 доллар, его цена редко отклоняется более чем на десятые доли процента. Но все не так просто. Реальное обеспечение таких стейблкоинов не всегда возможно верифицировать, приходится доверять отчетности эмитента — криптовалютной компании, часто зарегистрированной в офшоре.
Пользователи обеспеченных фиатом стейблкоинов почти не задумываются об их реальном обеспечении, так как удобство использования превышает все сомнения и риски. Стабильность их цены поддерживается доверием, почти без использования рыночных или технических методов.
Главное о сути «обеспеченных» стейблкоинов. У них есть централизованный эмитент — организация, несущая экономическую и юридическую ответственность, и обеспечение фиатной валютой на банковском счете. Фактически это не криптовалюты, а токенизированный фиат — электронные деньги на блокчейне. Концептуально они аналогичны платежным системам, таким как PayPal или Webmoney. С технической стороны их главное отличие — прозрачность транзакций, так как они проходят через публичные блокчейны.
Алгоритмические стейблкоины
Децентрализованные или алгоритмические, стейблкоины появились даже немного раньше. Первые из них были запущены на блокчейне Bitshares еще в 2013 году. Их обеспечение состояло исключительно в базовом токене блокчейна — BTS, вследствие его волатильности эти стейблкоины оказались недостаточно стабильными.
Самый популярный из существующих децентрализованных стейблкоинов, DAI на блокчейне Ethereum, запущен в 2017 году. Привязка к доллару США поддерживается рыночными и техническими механизмами на основе смарт-контрактов, реализующих алгоритм стабилизации цены. Поэтому стейблкоины этого типа и получили название «алгоритмических».
Алгоритмический стейблкоин работает поверх публичного блокчейна с обеспечением из его базовой криптовалюты — например, ETH. Обеспечение в виде эфира блокируется в смарт-контракте и на его базе запускается криптоактив. Стабильность цены достигается механизмом CDP (Collateral Debt Position) и избыточностью обеспечения, достигающей в среднем 50%. При погашении токенов пользователь получает ETH обратно в свой кошелек.
Таким образом, с помощью алгоритмов регулирования цены создается стабильный криптоактив без участия фиатных валют и необходимости связи с традиционной финансовой системой. Алгоритмические стейблкоины работают как криптовалюты. В отличие от USDT и его аналогов они децентрализованы и не подчиняются единому эмитенту и регуляторам.
Сейчас в криптоиндустрии доминируют обеспеченные стейблкоины. Механизмы их работы более понятны людям, так как близки к уже привычным электронным деньгам. В случае рыночных потрясений они лучше выдерживают привязку к доллару. Привязка алгоритмических стейблкоинов в периоды кризисов работает хуже, и они более волатильны.
Еще один существенный фактор состоит в том, что USDT занял серьезную нишу в реальной экономике. Например, в пересылке денег рыночными торговцами из Москвы в Китай и международных переводах во множестве других стран. Мгновенные переводы, низкие комиссии и отсутствие процедур KYC/AML на многих биржах делают классические стейблкоины очень удобным инструментом.
Алгоритмические стейблкоины широко используются в рамках индустрии DeFi, но пока не могут выйти за ее пределы. Им только предстоит найти применение в реальных экономических операциях.
Государственные и банковские стейблкоины
Центральные банки сразу восприняли криптовалюты как потенциальную угрозу стабильности финансовой системы, монополии в денежной эмиссии и причину возможного падения спроса на резервы в фиатных валютах. В конце 2013 — начале 2014 года большинство ЦБ выпустили первоначальные заявления и предупреждения о криптоактивах.
После нескольких лет наблюдения за криптовалютным рынком ЦБ большинства стран пришли к необходимости контроля за оборотом криптоактивов и регулирования бизнеса. Со своей стороны, центральные и коммерческие банки работают над выпуском стейблкоинов, подобных Tether.
Концепция выпуска цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ, или англ. CBDC) понятна ЦБ, так как они очень близки к обычным безналичным деньгам. Идет движение к созданию проектов, которые будут полностью контролироваться ЦБ и все операции будут прозрачны для регулятора.
Выпуском CBDC центральные банки стремятся создать контролируемую, безопасную и стабильную денежную систему, которая снизит стимулы для создания криптовалют и других частных денег. В отличие от них, CBDC будут поддерживаться центробанками аналогично национальным валютам и иметь статус законного платежного средства.
Текущий статус CBDC
На сегодняшний день существуют две уже выпущенных государственных криптовалюты. Венесуэла первой выпустила государственную цифровую валюту Petro еще в 2018 году, но ее оборот непрозрачен, а обеспечение и применение в реальной экономике вызывают серьезные сомнения. В конце октября ЦБ Багамских островов выпустил токен Sand Dollar. Он регулируется аналогично багамскому доллару и принимается на всей территории островного государства.
В январе 2020 года ЦБ Евросоюза, Великобритании, Канады, Японии, Швеции и Швейцарии совместно с Банком международных расчетов (BIS) и Советом по финансовой стабильности (FSB) начали работу по совместному изучению и координации выпуска CBDC. В 2021 году в Евросоюзе планируется начать эксперименты с CBDC.
В октябре Банк России представил планы по созданию цифрового рубля. А в Китае уже проводится пилотный проект по тестированию цифрового юаня в реальной экономике. ФРС США уже несколько лет проводит исследования, но сроки начала выпуска цифрового доллара все еще не определены.
Тренды развития стейблкоинов
С точки зрения конечного пользователя CBDC и банковские токены очень похожи на обеспеченные фиатом стейблкоины. Поэтому эти три группы активов будут напрямую конкурировать и пытаться вытеснить друг друга с рынка.
Главное преимущество стейблкоинов частных банков в большом охвате, пользовательской базе и твердой репутации традиционных финансовых институтов. Люди будут пользоваться ими аналогично другим банковским продуктам, в тех же приложениях. Поэтому стейблкоины частных компаний, такие как JPM Coin и Libra, вызывают серьезные опасения у регуляторов.
Традиционные крипто-стейблкоины в такой компании могут оказаться невостребованными. Они, вероятно, выживут, но будут испытывать сильное давление и обороты заметно снизятся. Их функции будут перехвачены банками и CBDC, при этом соперники не будут испытывать дефицита доверия.
Наиболее сильные позиции имеют CBDC за счет административного ресурса. Регуляторам уже удалось заметно затормозить выпуск Libra, и, возможно, токен не появится на рынке до решения всех юридических вопросов. Государство полностью заберет нишу «электронных денег на блокчейне», посторонние игроки в этой области ему не нужны. Этот процесс уже происходит в Китае на уровне пилотного проекта — миллионы китайцев в нескольких регионах пользуются цифровым юанем, и их число будет только расти.
Широкое распространение CBDC и упразднение наличных очень интересно правительствам. Это настоящая база для финансовой инфраструктуры государства XXI века, когда есть полный контроль над всеми операциями, денежными потоками частных лиц и компаний. При этом не нужны физические проверки, все движения видны технологически, ничего спрятать невозможно. Другие ЦБ рано или поздно придут к этой концепции, на разных уровнях контроля и возможной степени приватности для граждан.
На усиление государственного контроля криптосообщество будет отвечать новыми проектами децентрализованных стабильных криптоактивов. Именно в такой запутанной ситуации могут себя проявить усовершенствованные алгоритмические стейблкоины, которые не зависят от банков и регуляторов. В криптоиндустрии к ним перейдут функции, которые сейчас выполняют USDT и другие обеспеченные стейблкоины. Они станут настоящими стабильными криптовалютами, а не электронными деньгами.
Следующий шаг — некий новый блокчейн со стабильной ценой и очень низкой волатильностью, который сможет использоваться как обычная фиатная валюта, но без привязки к доллару или евро. Нужны механизмы стабильности криптовалют, встроенные в архитектуру блокчейна, и криптовалюты с изначально стабильной ценой, а не надстройкой над чем-то волатильным. Главной их целью станет отказ от привязки к доллару или евро.
Для их создания возможна механика, подобная традиционным рынкам на основе облигаций — аналогично тому как доллар поддерживается бондами (казначейские обязательства). Для этого нужно, чтобы появился токен на блокчейне с встроенной стабильностью. Пока такие механизмы еще не разработаны.
С другой стороны, на фоне пандемии и ускорения эмиссии фиатные валюты обесцениваются все быстрее. Сейчас вариант падения доллара в несколько раз уже не выглядит фантастическим. Сама привязка криптовалют к падающим фиатным валютам становится опасной и излишней. И если в перспективе пяти лет появится стабильная криптовалюта с такой же волатильностью к доллару, как, например, швейцарский франк — она сможет выйти на глобальный уровень и станет основой по-настоящему децентрализованной финансовой системы.
— Как DeFi совершенствует независимую финансовую систему
— В России впервые официально выдали кредит под залог криптовалюты
— Сбер подключил к своей платформе блокчейн Waves Enterprise
Автор:
Максим Перцовский.
Источник: www.rbc.ru