Янис Кивкулис, ведущий стратег международной инвестиционной компании EXANTE, в колонке для издания «Нефть и капитал» поделился мнением о происходящем на рынке нефти.
Котировки нефти остаются под давлением: Brent вновь упала ниже $70, потеряв 4% на прошлой неделе и 7% — на позапрошлой. Причина кроется в быстром росте заболеваемости дельта-штаммом в азиатском регионе, а также в общем замедлении экономики в Китае. В частности, импорт нефти в Китай в июле составил 9,7 млн баррелей в день по сравнению с 9,8 млн в июне, а год назад он достигал 12,1 млн баррелей в день. Насколько замедление Китая может сыграть негативную роль и какие факторы могут еще повлиять на нефть?
Китай
Стоит разделять глобальное замедление темпов роста Китая и локальную реакцию экономики на излишнее закручивание гаек, что мы видим последнюю пару месяцев. Последний фактор очень краткосрочный, и уже сейчас видны признаки того, что Китай смягчает риторику. Кроме того, все больше признаков, что Народный Банк Китая снизит ставки в ближайшее время, чтобы поддержать кредитный импульс. При этом не стоит видеть признаки катастрофы в снижении темпов роста год от года даже в периоды экспансии. Это объясняется размером экономики и уровнем жизни: чем выше эти факторы, тем тяжелее дается быстрый рост и тем раньше достигается перегрев.
Глобальная картина же такова, что экспансия экономики КНР вносит намного больший вклад в рост потребления нефти и энергии в целом, чем США и Еврозона, чьи экономики сопоставимы по масштабу. Китай продолжает расширять свою экономику, тратя на это много энергии, и эти технологии пока не столь энергоэффективны, как в развитых странах. В связи с этим нефть и уголь, которых все больше сторонятся в развитых странах, пока остаются главными энергоносителями во второй экономике мира.
Таким образом, рынку углеводородов в первую очередь стоит опасаться ускоренного перехода на альтернативные источники в Европе и США, чем бояться снижения темпов роста в Китае или Индии.
Иран
Последняя остановка переговоров несколько обескураживает, а до этого была уверенность, что, несмотря на тернистый путь, Иран все же договорится с США. Дело в том, что сейчас в администрации президента-демократа традиционно намного меньше ястребов, агрессивно продвигающих интересы американского энергетического сектора. То есть при Байдене, как и при Обаме, намного выше шансы смягчения давления на Иран или, скажем, Россию. Пока же в пользу более мягкого подхода говорит смягчение позиции по «Северному потоку-2» и выход из Ирака. Это уже много, но видимо, не все сразу.
США
В США спрос на нефть растет быстрее предложения. Более того, один из лидеров поставок нефти — Россия. Раньше они использовали более тяжелую венесуэльскую нефть для смеси со своей более легкой, но из-за санкций теперь эту роль выполняет российская нефть. Тем не менее уже сейчас США наращивают собственное производство и альтернативные источники энергии, что позволит вновь развернуть импорт к снижению в какой-то момент в ближайшие месяцы.
Не стоит забывать, что на страже нефти — осторожный ОПЕК, который по-прежнему контролирует поставки нефти. Мировой экономический рост идет по плану, а прогнозы по-прежнему предсказывают устойчивый рост спроса на оставшуюся часть года.
Источник: ru.ihodl.com