«Окутанная тайной»: почему инкская крепость Мачу-Пикчу до сих пор остаётся загадкой для учёных

110 лет назад американский археолог Хайрам Бингем открыл в Андах инкскую крепость, известную сегодня как Мачу-Пикчу и, предположительно, являвшуюся одной из резиденций правителей инков. Историки до сих пор спорят о том, когда была построена крепость и при каких обстоятельствах жители покинули её. Благодаря тому что испанские конкистадоры так и не дошли до Мачу-Пикчу, крепость хорошо сохранилась и служит прекрасным образцом самобытной инкской архитектуры. По словам экспертов, на многие вопросы, связанные с историей Мачу-Пикчу, наука на сегодняшний день ответить не в состоянии.

  • Мачу-Пикчу
  • globallookpress.com
  • © Sergi Reboredo/picture alliance

24 июля 1911 года американский исследователь Хайрам Бингем, возглавлявший экспедицию Йельского университета, обнаружил в Перу покинутую инкскую крепость, названную впоследствии в честь одной из ближайших гор Мачу-Пикчу (её древнее название науке достоверно не известно). Бингем искал затерянные города инков и в одном из разговоров с индейцами узнал о руинах, находящихся менее чем в 100 км от города Куско в горной цепи Кордильера-де-Вилькабамба, между горами Мачу-Пикчу и Уайна-Пикчу.

Когда Бингем прибыл в указанный район, местные жители подтвердили, что остатки древних сооружений действительно существуют. Но из-за плохой погоды другие участники экспедиции не захотели идти в горы, и Бингем двинулся к инкскому поселению только с телохранителем и местным мальчиком-проводником. По словам историков, результаты похода превзошли все его ожидания. Археолог обнаружил не тронутую испанскими завоевателями крепость, построенную несколькими столетиями ранее.

.

«Поселение Мачу-Пикчу было изолированным. Скорее всего, о нём не знали даже большинство инков. Поэтому после прихода испанцев даже некому было о нём рассказать конкистадорам», — предположил Андрей Щелчков.

  • Мачу-Пикчу
  • © Ron Gatepain / A Britannica Publishing Partner

В свою очередь, Юрий Берёзкин сомневается, что крепость Мачу-Пикчу могла быть одним из ключевых общественных либо культовых центров империи инков, однако подчёркивает, что аналогов ей на сегодняшний день нет.

Учёные обнаружили в Мачу-Пикчу около 100 жилых домов и примерно столько же зданий общественного и культового назначения. В поселении представлены все характерные для инкских центров типы построек: храмы, обсерватория для определения дня солнцестояния, дома знати, помещения для проживания «избранных дев» — особой социальной группы, участвовавшей в религиозных ритуалах и являвшейся, согласно ряду предположений, негласными жёнами правителя.

Характерной особенностью Мачу-Пикчу учёные называют обилие лестниц и предназначенных для ведения сельского хозяйства террас с эффективной системой водоотвода.

  • Мачу-Пикчу
  • globallookpress.com
  • © Sergi Reboredo/picture alliance

«Для возведения Мачу-Пикчу было использовано пространство в горной цепи гранитных отложений таким образом, что святилище оказалось идеально вписанным в рельеф между наиболее важными для инков природными объектами», — пишет Сергей Курасов.

По его словам, естественный ландшафт и архитектура Мачу-Пикчу неотделимы друг от друга и составляют единое гармоничное пространство. Огромные каменные глыбы для возведения зданий в Мачу-Пикчу доставлялись из каменоломен, находящихся на значительном расстоянии от самого населённого пункта, при помощи мускульной силы, брёвен и приспособлений, напоминающих сани. Камни обрабатывались, шлифовались и тщательно подгонялись друг к другу так, что в щели между ними невозможно просунуть даже лезвие ножа. Цементирующие растворы при этом не использовались. 

«Чудо, сотворённое из камня», — писал о Мачу-Пикчу чешский этнограф и исследователь истории индейцев Милослав Стингл.

  • Мачу-Пикчу
  • globallookpress.com
  • © Reinhard Kaufhold/dpa-Zentralbild

По его словам, Мачу-Пикчу состоит из трёх основных частей: Королевского и Священного кварталов, а также района простых домов, в которых, очевидно, жили слуги и строители. В крепости также были тюрьма и специальное помещение, в котором размещались судьи, надзиратели и палачи. Укрепления поселения включали стены, башни и валы.

В Мачу-Пикчу обнаружен и ряд инкских захоронений. По словам Егора Лидовского, анализ костных останков обитателей крепости свидетельствует о том, что они не были местными жителями, а происходили из различных районов инкской империи.

По мнению учёных, лишь часть населения Мачу-Пикчу проживала в крепости постоянно. Большинство обитателей находились в ней всего по два-три месяца в году.

Причины запустения крепости, до которой так и не дошли испанские конкистадоры, науке не известны. Милослав Стингл предполагал, что Мачу-Пикчу стала местом, в котором часть инкской элиты попыталась законсервировать старый образ жизни. Но воины уходили на партизанскую войну против испанских захватчиков и не возвращались, жрецы старели, а «избранные девы» больше не рожали детей. Возможно, постепенно город опустел сам по себе. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что население покинуло Мачу-Пикчу намеренно — например, из-за нехватки воды. Произошло это, предположительно, в XVI веке.

  • Мачу-Пикчу
  • globallookpress.com
  • © Peter Giovannini

«По-настоящему про инков мы никогда не узнаем больше, чем нам известно теперь. Археология на такие вопросы ответить не может, а письменных источников нет», — высказал своё мнение Юрий Берёзкин.

По словам Егора Лидовского, Мачу-Пикчу является ярким свидетельством того, насколько высок был уровень, достигнутый цивилизациями Западного полушария до прихода европейцев.

«Изучение Мачу-Пикчу наглядно демонстрирует нам, что индейцы в каких-то моментах даже опережали европейцев и, если бы их не трогали, они могли бы создать совершенно уникальную цивилизацию, отличающуюся от всего, что мы сегодня знаем. Сейчас же Мачу-Пикчу — это всего лишь привлекательный туристический объект, внесённый в Список всемирного наследия ЮНЕСКО», — резюмировал Егор Лидовской.

Источник: russian.rt.com

Comments (0)
Add Comment