«Нужны огромные деньги»: сможет ли Украина сохранить свою ГТС в работоспособном состоянии

Российский «Газпром» не стал закупать на аукционе дополнительные мощности украинской газотранспортной системы на июль 2021 года, хотя в этом месяце на плановый ремонт встают сразу два транзитных газопровода в обход Украины — «Северный поток» и «Ямал — Европа». Как отмечают эксперты, потребность в украинской ГТС снизится ещё больше после запуска газопроводов «Турецкий поток» и «Северный поток — 2». В Киеве уже пытаются подыскать альтернативное применение украинской ГТС, однако эксперты скептически оценивают эти идеи. По мнению аналитиков, газотранспортная система страны нуждается в больших финансовых вливаниях и модернизации. Поскольку Киев не располагает такими средствами, ему придётся думать об отказе от части мощностей ГТС, полагают эксперты.

  • ГТС Украины
  • © REUTERS / Gleb Garanich

Поставки природного газа через трубопровод «Ямал — Европа» приостановлены с 6 до 10 июля из-за планового техобслуживания топливной магистрали. Об этом сообщили в «Газпроме». По информации компании, сроки проведения работ были согласованы ещё в 2020 году.

Напомним, газопровод «Ямал — Европа» проложен из России через территорию Белоруссии и Польши в Германию. Строительство магистрали было начато в 1994 году, её проектная мощность достигает 32,9 млрд куб. м в год.

Также в июле на десять дней приостановит работу ещё один экспортный газопровод — «Северный поток». Магистраль мощностью 55 млрд куб. м газа в год встанет на плановую профилактику с 13 по 23 июля.

  • Трубопровод «Ямал — Европа»
  • © www.gazprom.ru

Несмотря на приостановку транзитного газопровода, «Газпром» не стал бронировать дополнительные транзитные мощности украинской газотранспортной системы на июль 2021 года. Об этом ранее сообщило агентство Интерфакс со ссылкой на данные системы бронирования Regional Booking Platform. Выставленные на аукцион украинским оператором ГТС дополнительные мощности в объёме 63,7 млн куб. м в сутки остались невостребованными.

Кроме того, «Газпром» ранее не стал бронировать транзитные мощности на украинском и польском направлениях на период с 1 октября 2021 по 1 октября 2022 года. Об этом также стало известно из данных платформ бронирования GSA Platform и Regional Booking Platform.


Действовавший с начала 1990-х годов контракт на транзит российского газа через Польшу по газопроводу «Ямал — Европа» завершился….

«Они («Оператор ГТС Украины») рассчитали, согласно плану, десять ключевых точек, которые точно нужно модернизировать», — отметил он.

При этом в «Нафтогазе» пояснили порталу «Правовой контроль», что, хотя украинская ГТС может продолжить работу после сокращения российского транзита, её мощности станут избыточными.

«Это как на фуре возить килограмм картофеля. Разумеется, если такое произойдёт, то придётся оптимизировать компрессорные станции, возможно, консервировать и выводить из эксплуатации какие-то трубопроводы», — добавил он.

Несколько иного мнения придерживается источник RT в Министерстве топлива и энергетики Украины.

«Украинская ГТС — это очень сложный механизм, который включает массу инженерного оборудования и даже более десяти подземных газохранилищ. Вся система работает неэффективно и уже давно нуждается в модернизации, но денег на эти цели, как всегда, не хватает. Украина не только потеряет миллиарды долларов на транзите, но и лишится крупного инфраструктурного проекта. Видимо, это вопрос времени», — считает чиновник.

В то же время источник RT в «Нафтогазе» пояснил, что снижение транзита газа со стороны России становится большой проблемой для Украины.

«ГТС конструировалась с расчётом на мощность более 100 млрд куб. м в год, но до 2025 года «Газпром» будет прокачивать через нее только 40 млрд куб. м в год. Обслуживать же приходится все мощности, которые устаревают, а это очень дорого», — отметил собеседник RT.

  • Украинский рабочий проверяет газовую арматуру магистрального газопровода на газокомпрессорной станции в селе Боярка под Киевом.
  • © ZUMAPRESS.com/Global Look Press

С этой оценкой согласен и Алексей Гривач. Эксперт отметил, что украинские власти вкладывали какие-то средства в поддержание ГТС в нормальном техническом состоянии, однако эти усилия были несопоставимы с реальными потребностями.

«Фактически сейчас относительно бесперебойное функционирование системы поддерживается только за счёт сокращения объёмов транспортировки газа. Чтобы дать ГТС новую жизнь, в том числе она могла бы качать водород, необходимо провести глубокую реконструкцию системы, полностью заменить основные мощности», — считает эксперт.

Схожего мнения придерживается и Вячеслав Кулагин. По его словам, в свете сокращения газового транзита властям Украины следует подумать об оптимизации мощностей ГТС. 

«Доходы от транзита газа направлялись годами не на развитие ГТС, а на залатывание «дыр» в бюджете. Возникла большая недоинвестированность — потребность в ремонте измеряется более чем $10 млрд по самым скромным оценкам. Нужны огромные деньги, а получить их сложно на фоне снижения общих объёмов транзита. Сейчас Украине необходимо понять, какие мощности ей действительно нужны, а от каких лучше отказаться, и начать вкладываться в оставшиеся мощности, чтобы хоть как-то сохранить их в достойном состоянии», — подытожил эксперт.

Источник: russian.rt.com

Comments (0)
Add Comment