AP Photo/Richard Drew
Понимание того, как превзойти фондовый рынок — это верный путь к богатству. Пытаясь добиться этой цели, инвесторы обращаются к работам ученых. Но тем самым они одновременно меняют и рынки, и то, как их видят исследователи.
Идея об эффективности финансового рынка была на пике популярности среди теоретиков в 60-х и 70-х годах. Эта гипотеза утверждает, что вся информация, имеющая отношение к стоимости актива, мгновенно отражается на цене — таким образом, бессмысленно торговать на основе этих данных. Цена изменится только под влиянием того, что может произойти в будущем — но новости на то и новости, что о них нельзя узнать заранее. Цены на акции движутся «наугад». Недаром книга под названием «Случайная прогулка по Уолл-стрит» стала бестселлером.
Эта идея вдохновила индексные фонды, которые просто скупают все эталонные акции из списка S&P 500. С 70-х индексные фонды постепенно набирали обороты, увеличивая свою долю на рынке. На сегодняшний день под их управлением находится примерно 20% всех активов.
Но гипотезу эффективного рынка множество раз пытались оспорить. Когда в октябре 1987 года американский фондовый рынок в одночасье рухнул на 23%, было совершенно неясно, почему инвесторы так резко и кардинально изменили свое мнение о справедливой стоимости активов. Роберт Шиллер, профессор Йельского университета, получил Нобелевскую премию по экономике за работу о том, что фондовый рынок становится более волатильным, чем должен быть, когда трейдеры делают адекватные прогнозы относительно денежного потока, который идет в карманы инвесторов.
7 правил инвестирования Джона Богла
Другой пример расхождения теории с практикой — валютный рынок. Когда в 1999 году Сушил Вадхвани ушел из хедж-фонда в комитет по денежной политике Банка Англии, он был очень удивлен подходом банка к прогнозу валютных движений. Крупнейший банк опирался на теорию под названием «непокрытый процентный паритет», которая гласит, что ожидаемое изменение обменного курса пропорционально разнице в процентных ставках между двумя странами. Это предполагает, что в прогнозировании колебаний валютных курсов на рынке надежнее всего было опираться на форвардную ставку.
Вадхвани был в недоумении: он знал многих людей, практикующих керри-трейд — заимствование денег в низкодоходной валюте с последующим инвестированием в более выгодную валюту. Но если истина на стороне банка, то подобная торговля не может быть выгодной. В результате долгих переговоров Банк Англии пошел на классический британский компромисс: он стал лишь частично прогнозировать движение валюты на основании форвардной ставки.
Руководство хладнокровного инвестора
Многие работники финансовой сферы до сих пор верят, что могут превзойти рынок. В конце концов, в самой сути теории эффективного рынка коренится потенциальный изъян. Чтобы информация отражалась в ценах, должен происходить процесс торговли. Но с какой стати трейдерам ввязываться в сделки, если их усилия обречены на провал?
Анти Ильманен, в прошлом исследователь рынка, который сегодня работает в компании по управлению активами AQR, высказал точку зрения об «эффективной неэффективности» рынка. Другими словами, обычный инвестор не сможет превзойти рынок. Но если вы готовы вложить крупную сумму и подружиться с мощным ПО, то у вас есть шанс на успех.
Это во многом объясняет рост числа количественных инвесторов. Они пытаются спекулировать на аномалиях, которые нельзя объяснить гипотезой эффективного рынка. Один из примеров — эффект моментума: акции, показатели которых в недавнем прошлом были выше рыночных, не сдают позиций. Другой пример — эффект низкой волатильности: акции, которые более устойчивы, нежели постоянно колеблющийся рынок, приносят более высокую доходность с учетом риска, чем предсказывает теория.
С целью извлечь выгоду из таких аномалий появились новые виды фондов, на биржевом жаргоне известные как «смарт-бета». В каком-то смысле эти фонды просто пытаются систематически копировать традиционный подход фондовых менеджеров, которые расспрашивают руководителей компаний и изучают балансовые ведомости, пытаясь не упустить выигрышные акции.
Как ловить дно на фондовом рынке
Процветание этих фондов зависит от причин прибыльности аномалий в прошлом. Есть три возможных варианта.
Первый: аномалии представляют собой причуды статистики: если наблюдать за данными достаточно долго, то может оказаться, что акции вырываются вперед, например, в дождливые апрельские понедельники. Но это не значит, что так будет продолжаться и дальше.
Второй вариант заключается в том, что повышенная доходность — это компенсация за риск. Прибыль мелких предприятий может быть отрицательной, но их акции будут менее ликвидны в таком случае, и, следовательно, их будет сложно продать при необходимости — они, вероятно, разорятся. Два академика, Юджин Фама и Кеннет Френч, утверждали, что большинство аномалий можно объяснить тремя факторами: размерами компании, ее оценочной стоимостью относительно ее активов и их волатильностью.
Третий вариант основан на том, что выручка отражает некоторые особенности поведения. Изменение доходов от импульсных акций может заключаться в том, что инвесторы не спешили верить хорошим новостям и не осознавали, что бюджет компании идет на поправку. Но поведение может меняться. Вадхвани говорит, что сегодня динамика цен на акции более ярко выражена в день зачтения объявления о доходах по сравнению с последующими днями, чем 20 лет назад. Другими словами, инвесторы стали реагировать быстрее. Керри-трейд также приносит меньше выгоды, чем раньше. Ильманен говорит, что, скорее всего, доходы от смарт-бета снижаются из-за распространения различных стратегий.
25 простых правил инвестирования, о которых все забывают
Если рынок меняется, то изучающие его специалисты должны подстраиваться под эти перемены. Многие современные исследовательские работы фокусируются на аномалиях и поведенческих странностях, которые могут заставить инвесторов принимать нерациональные решения. Гипотеза адаптивного рынка, изобретенная Эндрю Ло из Массачусетского технологического института, говорит о том, что развитие рынка сродни эволюции. Трейдеры и фондовые менеджеры придерживаются прибыльных, с их точки зрения, стратегий. Успешные остаются в игре, а убыточные, соответственно, выбывают из нее.
Результаты могут ошеломить. В августе 2007 года произошел масштабный сбой, когда автоматизированные операции на основе ПО резко перестали работать: были подозрения, что один из менеджеров срочно распродавал свои позиции после потерь на ипотечном рынке. Этот эпизод демонстрирует риски количественного подхода: если компьютеры обрабатывают одну и ту же информацию, то они могут покупать одни и те же акции.
Сегодня стоимость акций развивающихся американских компаний, в первую очередь из технологического спектра, выше стоимости акций по миру — та же картина наблюдалась во время пузыря доткомов. А что если тренд сменит направление? Ни одна хитроумная математическая формула не заставит людей покупать позиции, когда вокруг царит паника.
Источник: ru.ihodl.com