Максим Шапировский, руководитель группы Deloitte Digital, рассказал о структуре и особенностях развития венчурной индустрии в России.
Содержание:
Главные игроки венчурной индустрии
В центре венчурной индустрии — микро- и малые компании и стартапы, находящиеся на разных этапах развития. В целом бизнес занимается разработкой продукта или сервиса, чтобы добиться одной из трех целей:
Вокруг бизнесов складывается экосистема из акселераторов и инкубаторов, которые призваны помогать стартапам развиваться. Одним компаниям нужны крыша над головой и менторство, другим — юридическая и бухгалтерская поддержка, помощь в подборе персонала, контакты.
Важная часть этой экосистемы — фонды, которые специализируются на инвестициях в инновационные решения и подрывные бизнесы (disruptive business) — микро- и малые компании с большим потенциалом. За этими фондами стоят инвесторы (limited partners, LP), они делятся на стратегических и финансовых. Стратегические инвесторы, как правило, хотят и имеют возможность вовлекаться в деятельность своих инвестиций, однако в случае инвестирования в венчурный фонд скорее не могут этого делать. Финансовые инвесторы — исключительно доноры капитала с определенными финансовыми ожиданиями. В венчурной экосистеме инвесторы — источник капитала, то есть топлива, развивающего венчурную индустрию.
Инвесторы крайне прагматичны: инвестиции в венчурный сектор позволяют диверсифицировать портфель, хеджироваться и получить сверхприбыли от успешных сделок.
Альтернативные активы — одна из четырех макрокатегорий инвестиционных активов. Они делятся на четыре категории:
- Хедж-фонды,
- Недвижимость,
- Энергетика и природные ресурсы,
- Прямые инвестиции: венчурные фонды и мезонинные выкупные фонды.
Такие активы относительно неликвидны — то есть выйти из инвестиции или конвертировать ее в деньги или их эквиваленты сложно. Чтобы инвестор получил потенциальную выгоду, средняя продолжительность удержания инвестиции фондом составляет 10 лет, а промежуточные выходы, как правило, крайне неприбыльные. Из-за низкой ликвидности и повышенных рисков альтернативные инвестиции, в частности венчурные инвестиции, дают повышенную премию.
В финансах для оценки рисков портфеля есть ряд показателей (например, Jensen’s alpha), и компании перераспределяют инвестиции в зависимости от движения рынков и в соответствии со стратегией фонда, чтобы оправдать ожидания риска или возврата инвесторов. Хеджирование подразумевает определенный ряд действий на одном рынке, чтобы перекрыть негативные действия на другом. Инвестиции в венчурную индустрию более рисковые, однако дают больший возврат, поэтому инвесторы могут использовать прибыль, полученную от венчурных инвестиций, чтобы перекрыть потери, которые компания может понести, если прибыль от более безопасных инвестиций будет съедена инфляцией.
Инвесторы и инвестиционные фонды — это костяк венчурной индустрии, но в исследованиях о венчурной индустрии в России часто остаются без внимания. Чтобы лучше понять их мотивацию инвестировать в альтернативные активы, нужно представить объемы инвестиций и выбранные направления для инвестиций.
Структура венчурного рынка: США, Европа, Россия
Структуру инвестиционного рынка, возможности и каналы для инвестирования, мотивацию инвесторов — все это во многом определяет региональная или национальная специфика.
Отраслевая структура
В отличие от России в США и Сингапуре эндаумент-фонды (endowment) существуют давно. Как правило, это целевые фонды, предназначенные для использования в некоммерческих целях, в том числе финансирование образовательных учреждений. Основной источник инвестиций эндаумент-фондов — пожертвования, зачастую от выпускников вуза. Управляющая компания получает собранные средства и использует для получения дохода и дальнейшего финансирования деятельности университета.
Эндаумент-фонды в США — многомиллиардные фонды и активные участники венчурной среды. В среднем они обеспечивают 48% выручки учебного заведения. Интересно, что именно эндаументы часто имеют самые рисковые портфели, когда наибольшая или по крайней мере значительная доля капитала вложена в альтернативные инвестиции.
С точки зрения венчурной индустрии Россия больше похожа на Европейский союз (ЕС), но точные цифры сложно привести из-за разницы в интерпретации и категоризации инвестиций и инвесторов. Венчурные рынки ЕС и России довольно серьезно дотируются государством: 29% (примерно 2,2 млрд евро) — в ЕС, 6% (207 млн евро) — в России, хотя в 2013 году объем венчурных фондов с госкапиталом составлял 38%. Кроме того, в ЕС инвестиции частных инвесторов и семейных офисов (family offices) составляют 23% (1,8 млрд евро), в России — 80% (2,76 млн), но это с учетом всех частных инвестиций, в том числе частных фондов (56% от общего объема) и бизнес-ангелов (17%). В ЕС корпоративные инвестиции соcтавили 8% (616 млн евро), в России — 7% (241,5 млн). Схожесть цифр может означать, что темпы и направление развития венчурного рынка в России и ЕС похожи.
Психология инвесторов
В США, по сути, каждый гражданин рождается с идеей, что он свободный инвестор. Например, его пенсия может быть инвестирована пенсионным фондом в альтернативные активы, в том числе в венчурную индустрию. Среднестатистический россиянин зачастую вообще не представляет, что происходит с его пенсионными накоплениями. Банки были привлекательными «шлюзами» для инвестирования, однако их санация испугала не только бизнес, но и вкладчиков. В России опытные инвесторы изначально воспринимали стартапы как игрушки или модные инвестиции, а неопытные не инвестировали в стартапы из-за низкой финансовой грамотности и недоверия к волатильности рынков.
Финансовая грамотность
Постсоветская Россия — относительно молодой финансовый рынок, особенно в сфере сложных финансовых инструментов. Уровень финансовой грамотности населения и бизнеса остается невысоким. У граждан нет возможности или достаточных знаний, чтобы эффективно использовать классические сложные финансовые инструменты (опционы и фьючерсы) или комбинировать продукты. Например, часто обсуждаемая в финансовом сообществе комбинация — добавлять в портфель народные ОФЗ (облигации федерального займа) и открывать индивидуальный инвестиционный счет. Кроме того, в России количество сделок со стартапами ограничено, поэтому экспертов, которые могут сделать конкурентную оценку для фонда, когда инвестору нужно принять решение о вложении средств в российский венчурный фонд, очень мало.
Подготовка кадров
В основном сотрудники фондов — это выходцы из инвестиционной или инвестиционно-банковской среды или фондовые менеджеры. Иногда туда приходят работать финансовые обозреватели, стратегические консультанты, бизнесмены и профессора-практики, но это скорее исключение. Рынок таких экспертов в России значительно меньше, чем, например, в Великобритании или Германии, и уступает соседним развитым рынкам.
Ограниченная возможность финансовых институтов
В США инвесторы, в том числе эндаумент-фонды и пенсионные фонды, очень активные. Это значит, в отрасли широко представлены те, что вкладывают в венчурную индустрию, и их доля инвестиций в венчурную среду представляет значительную часть от общего объема инвестиций.
В России же очередность инвесторов построена наоборот: больше всего тех, кто меньше всего вкладывается в венчурную среду. У нас до сих пор действуют ограничения, такие как положение № 580-П, в рамках которого некоммерческие пенсионные фонды (НПФ) только недавно получили возможность инвестировать в стартапы. При этом предлагаемые условия на самом деле не открывают доступ к венчурным инвестициям:
Разрешено принимать участие в первичном размещении акций (IPO) при условии, что:
Такие условия дают возможность в лучшем случае инвестировать в мезанинные стартапы, то есть очень зрелые стартапы, и компании на стадии перед IPO, а также позволяют построить корпоративную структуру так, чтобы у бизнеса были акции.
Спрос и предложение на венчурном рынке
В России основные усилия по развитию венчурной индустрии направлены на увеличение «предложения», то есть стартапов. Создаются инкубаторы и акселераторы, предпринимаются попытки точечных изменений в регуляторику. Однако по-прежнему сохраняется дефицит спроса — инвесторов. Чтобы добиться баланса между спросом и предложением, нужно:
Источник: ru.ihodl.com