Как создать многомиллионный бизнес с помощью палатки и Burning Man

История о том, как хобби в сочетании с благотворительностью может превратиться в успешную и развивающуюся компанию.

Однажды Кристиан Вебер проснулся среди ночи — навязчивая идея лишила его сна. «Должен быть другой способ. Я должен придумать другой способ», — крутилось у него в голове.

После 20 с лишним поездок на Burning Man — ежегодный американский арт-фестиваль в пустыне Блэк-Рок в штате Невада, где очень жарко и пыльно, — Вебер вдруг впервые столкнулся с совершенно новым для себя типом палатки — гексаюртой, которую его друг привез на очередное мероприятие. Это был 2014 год.

Веберу очень понравилась эта штука — внутри было просторно и прохладно, несмотря на сменяющие друг друга холод и жару. И он решил, что в следующем году привезет с собой такую же (ему предстояло организовать лагерь на 350 человек).

Правда, потом он засомневался в том, что это хорошая идея. Казалось, что гексаюрту долго собирать, что она хрупкая и занимает много места, а чтобы ее привезти, нужен как минимум пикап. В общем, Вебер, который в то время владел нефтяной компанией, предлагавшей экологически чистую альтернативу добыче методом гидроразрыва пласта, выбросил эту идею из головы и сосредоточился на планировании лагеря.

Но четыре месяца спустя он проснулся дома, в городе Напа в Калифорнии, от внезапно нахлынувшего приступа вдохновения. В недавнем интервью он вспоминает:

«Я не мог перестать об этом думать. Идея монолитной гексаюрты, стены которой будут раскладываться из единого материала, полностью меня захватила. Я начал придумывать, как это можно воплотить в ткани — на примере оригами».

В результате этих размышлений появился Shiftpod — прочный, утепленный и быстросборный шатер весом почти 30 кг, но легко помещающийся в машину. Учитывая размер четыре на четыре метра и высоту под два метра в самой высокой точке, в нем без труда помещается двуспальная кровать и куча вещей, а большинство людей могут стоять в нем в полный рост.

Изначально Вебер планировал сделать ограниченное количество Shiftpod для своих товарищей по фестивалю. Для этого он рассказал друзьям о своей затее и смастерил форму заказа, думая, что, возможно, человек на 30 можно сделать шатры по $800. Он говорит: «Ссылка каким-то образом просочилась на Facebook, и тут началось… Какие-то незнакомые люди присылали деньги… В тот год мы привезли на фестиваль триста шатров».

Shiftpod, похожий на лунный модуль, быстро обрел популярность. В прошлом году на Burning Man было установлено более тысячи таких шатров. К тому времени Вебер уже продал свою зеленую нефтедобывающую компанию и основал Advanced Shelter Systems Inc. (ASSI). Так его ночная идея превратилась в многомиллионный бизнес, выходящий далеко за рамки американского рынка — настолько далеко, что для него потребовалась новая валюта.

Фестивальный шатер или убежище в зоне бедствия

По словам Вебера, шатер проектировался именно для тяжелых условий Burning Man, но постепенно им стали интересоваться и участники других фестивалей — в том числе элитного Further Future, который часто называют «Burning Man для миллиардеров».

Когда-то Shiftpod продавался за $800, но новая модель 2.0 стоит $1299 (со скидкой, полная цена составляет $1499). Кроме того, компания представила Shiftpod Mini (по словам Вебера, «женщина весом 50 кг может принести его на фестиваль на плече или взять в самолет) и систему туннелей, соединяющих два шатра вместе.

Но история Вебера не ограничивается продажей тысяч элитных палаток для любителей поразвлечься под звездами. В 2015 году, когда изобретатель вернулся домой с очередного Burning Man, в Северной Калифорнии вспыхнул пожар, унесший жизни четырех человек, уничтоживший более двух тысяч зданий и лишивший крова тысяч людей.

„Я снова сел в машину, поехал на Burning Man и забрал 20 шатров. Мы все вымыли и починили, и я предложил их благотворительной организации, координирующей помощь пострадавшим“, — рассказывает Вебер.

Его предложение никого не заинтересовало — организация принимала только деньги. В итоге Вебер пожертвовал несколько палаток отдельным семьям. Тем не менее это был важный опыт, который показал, что бюрократия проникла и в эту сферу.

Укрытие для беженцев

С самого начала ASSI обязалась жертвовать на благотворительность по одному Shiftpod на каждые 20 проданных, но теперь тема укрытия для жертв стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций взволновала Вебера еще больше. Он говорит:

„Сейчас в мире 53,4 млн насильственно перемещенных лиц — из-за войн и политических конфликтов. Многие из них живут в лачугах из тентов, так что мы пытаемся создать для них удобное и недорогое укрытие, которое могло бы служить до пяти лет“.

Сегодня укрытия ASSI можно найти по всему миру — они есть на Гаити, в Японии и Непале. В Греции их использовали для обогрева беженцев, прибывших по морю. По словам Вебера, в партнерстве с одной хайтек-компанией они смогли отправить двести укрытий в Гонолулу для помощи гавайским бездомным. А в прошлом году, когда к побережью Флориды приближался ураган, Веберу позвонили и заказали у него тысячу шатров. Он говорит: „У нас было несколько сотен штук, мы погрузили их в грузовик и сидели наготове“.

В июне этого года в Орегоне, на мысе Бланко, проводились объединенные учения, направленные на подготовку к чрезвычайным ситуациям военных, полицейских и представителей других ведомств — всего в них приняли участие 40 местных и федеральных государственных организаций. Вебера попросили привезти Shiftpod и новые продукты, в том числе Shelterpod и Responsepod, чтобы продемонстрировать их возможности.

Джордан Фаннинг, координатор центра оперативного реагирования в городе Брукингс, штат Орегон, вспоминает: „Мы были очень впечатлены. Мы встречались в аэропороту, и планировалось, что мероприятие пройдет под открытым небом. Вдруг начался ливень. У нас был был Shiftpod, и он стал нашим временным конференц-залом“.


Shelterpod контейнерного типа

Больше всего всем присутствующим понравилась скорость установки шатра — особенно силами неопытных добровольцев. Фаннинг говорит:

„Здорово, что его так легко устанавливать — большинство более крупных укрытий состоят из множества частей, и с ходу в них не разберешься“.

На встрече было несколько представителей ВВС. Вебер говорит: „Вот приземляется вертолет, его лопасти еще не остановились, а Shiftpod уже собран“.

Шатер отлично держит ветер — ни один из них не сложился под порывами, образованными вертолетными винтами. (При апрельском тестировании в Университете Джона Брауна один из шатров поставили перед гигантским вентилятором, и он сломался только тогда, когда ветер достиг скорости 175 км/ч.)

Фаннинг говорит, что власти Брукингса рассматривают возможность покупки нескольких десятков Shiftpod, чтобы в случае землетрясения обеспечить укрытием основных сотрудников. „Мы можем хранить 40−50 штук в транспортном контейнере, и тогда в случае инцидента мы сможем отреагировать оперативно, не дожидаясь помощи FEMA (Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях) или властей штата“, — объясняет он.

Вебер считает, что одна из самых больших проблем в реагировании на стихийные

бедствия — это конкуренция различных организаций, результатом которой становится задержка при оказании помощи. Все это время множество людей вынуждены ютиться в школах, на стадионах или в административных зданиях, при этом у них нет ничего, кроме одеял и вещей, которые они успели унести из разрушенных домов.

И он хочет найти решение:

„Наша цель — создать набор, в котором будет и укрытие, и система фильтрации воды — все, что нужно семье из четырех человек, чтобы выжить в течение месяца. Система для поддержки 1600 человек должна помещаться в один контейнер“.

Очевидные клиенты Вебера — это крупные компании в сейсмоопасных зонах (например, в Кремниевой долине). Кроме того, у них полно места для хранения запасов укрытий. Вебер говорит: „Вы можете открыть контейнер и мгновенно развернуть лагерь. Остается подключить коммуникации — радио, спутниковую связь — и все готово“.

Он называет это „Спасательным лагерем Shelterpod“, и это похоже на решение, которое он и его спутники используют на фестивале Burning Man. Он рассказывает, что набор для развертывания лагеря — это 12-метровый транспортный контейнер:

„Каждый год мы выгружаем лагерь из контейнера и используем его в качестве кухни — там есть и раскладные столы, и кондиционеры. А когда праздник заканчивается, мы убираем все обратно в контейнер и ставим его на хранение до следующего года“.

Такие же комплекты ASSI планирует сдавать в аренду компаниям и организациям, которым нужно быть готовым к стихийным бедствиям — или жертвовать нуждающимся.

Sheltercoin

Хотя ASSI готова тратить часть средств на благотворительность, это все же коммерческая компания — и идея создания новой криптовалюты родилась именно из-за необходимости субсидировать благотворительные проекты.

Ожидается, что Sheltercoin появится в ближайшие недели и будет устроен по образу и подобию биткоина и других подобных систем. Если Sheltercoin привлечет достаточно средств, ASSI сможет вернуть потраченные на благотворительность фонды. Кроме того, такой подход позволит сделать более прозрачной передачу денег в руки людей, оказавшихся в регионе бедствия.

Для начала ASSI проведет так называемое первичное размещение цифровых монет или ICO, в ходе которого люди будут покупать Sheltercoin за доллары. Впоследствии если держатели токенов решат приобрести шатры Shiftpod, им предложат „большую скидку“.

Вебер надеется, что если люди будут покупать Shiftpod за криптовалюту, это поднимет ее цену — а чем дороже она будет стоить, тем больше ASSI сможет пожертвовать укрытий. Он поясняет:

„Чем больше людей используют монету, тем выше ее ценность, поскольку их количество ограничено. А чем выше ее ценность, тем больше оборудования мы сможем купить, тем больше людей мы сможем обучить, и тем больше изделий сможем изготовить“.

Кроме того, Вебер надеется, что сможет использовать Sheltercoin как способ мгновенно переводить деньги тем, кто помогает попавшим в беду. При традиционном подходе поступления средств приходится ждать несколько дней, а иногда и неделю. Вебер говорит: „Используя блокчейн, я смогу отправить деньги прямо на чей-то телефон“. А они принесут их в компанию, которая меняет биткоин на местную валюту».

Он добавляет, что люди, меняющие валюту, зачастую одними из первых прибывают в зону бедствия.

Сработает ли идея? Вебер надеется, что да, и указывает, что Sheltercoin может стать первой криптовалютой, поддерживаемой солидной компанией с международной миссией и реальным продуктом. Он считает, что многие новые криптовалюты представляют собой голую идею или концепцию. Он говорит:

«Мы хорошо зарекомендовали себя благодаря популярному продукту и огромному рынку. Так что у нас должно получиться создать значительный спрос на криптовалюту».

Хизер Вессент, футурист и эксперт по альтернативным валютам, соглашается, что спрос на криптовалюты сегодня «невероятен».

Прежде она ничего не знала о планах компании, но теперь идея создания криптовалюты, основанной на социальных ценностях, представляется ей очень удачной. Впрочем, она предупреждает, что для достижения успеха ASSI и те, кто будет использовать Sheltercoin, должны быть быть последовательны и не допускать нецелевого использования этих токенов, расходящегося с процитированными ценностями.

Также она отмечает, что, хотя потенциал нового токена огромен, волатильность на рынке криптовалют рынке может очень легко привести к большим потерям для сторонников Sheltercoin.

Вебер осознает эти риски и готов к тому, что компания может с ними не справиться. Но он убежден, что это лучший способ продвинуть миссию ASSI, то есть доставить укрытия туда, где они необходимы в данный момент. Вебер говорит:

«Я всегда считал, что Burning Man — моя отдушина и хобби. Теперь, опираясь на полученный там опыт, я могу создать продукт и поделиться им с миром, и помочь не только людям, которые решили повеселиться в пустыне, но и тем, кто попал в беду».

Источник: ru.ihodl.com

Comments (0)
Add Comment