Журналистка Шуяо Конг поделилась мнением о ситуации вокруг биткоина и криптовалют в Китае, где власти снова заговорили о запрете майнинга и трейдинга.
За сотни лет до XX века императоры Китая запретили международную торговлю и оградили страну от остального мира. Политика «закрытых дверей» частично стала ответом на Опиумные войны с Великобританией, которая распространяла наркотик на протяжении века и вызвала зависимость у 12 млн жителей страны.
Хотя криптовалюты вряд ли вызывают привыкание, сегодняшний режим имеет о них такое же низкое мнение. Недавно вице-премьер Лю Хэ напрямую осудил майнинг и криптотрейдинг как финансовые риски, которые приведут к дестабилизации экономики Китая.
В результате крупные майнинговые фирмы прервали деятельность и начали искать новое пристанище за границей. Huobi и OKEx, две крупнейшие биржи, все еще обслуживающие китайских инвесторов, также остановили майнинг и маржинальную торговлю на территории страны.
Станет ли это началом «криптовалютных войн» в Китае? Или же это очередной пример психологических манипуляций, которые склонны появляться на каждом бычьем цикле криптовалютного рынка? Вот три вероятных сценария дальнейшего развития событий.
Содержание:
1. Полный запрет криптовалют
Уничтожение «официальной» криптоотрасли Китая (за исключением розничных инвесторов и других, кто пользуется VPN для обхода «Великого файрвола»), конечно, возможно. Центральное правительство может ввести запрет на майнинг и трейдинг по всей стране. Затем будут созданы процедуры для отъема лицензий у майнинг-ферм и наказания тех, кто в настоящее время работает под прикрытием «центра облачных вычислений».
Если это произойдет, можно ожидать, что Huobi и OKEx тоже попадут под раздачу.
Действительно, криптовалюты остаются небольшим игроком в пространстве финансовых технологий Китая, а у властей есть намного более крупные цели, такие как Alibaba и Tencent. Но криптовалюты могут быть в гораздо большей степени долгосрочной угрозой, чем Alibaba и Tencent. В конце концов, власти легко могут контролировать Alibaba, заставив замолчать Джека Ма, но не могут без труда заставить замолчать криптовалюты, когда они разрастутся. Правительства лучше других знают, что криптовалюты — это кроличья нора, которая выведет многих за стадию гэмблинга в открытый, защищенный от цензуры и децентрализованный мир. Это особенно пугает Компартию.
Более того, бесконтрольные «реальные» криптовалюты вполне могут рассматриваться в качестве конкурента и сбивающей с толка угрозы для текущей инициативы Китая по созданию собственной цифровой валюты. По мере приближения полномасштабного релиза цифрового юаня любые ниспровергающие его финансовые элементы будут рассматриваться как угроза государственной кампании. Кроме того, криптовалюты используются для неприветствуемого вывода капиталов, а это еще один источник раздражения властей.
Тем не менее многие наблюдатели считают сценарий полномасштабного уничтожения отрасли маловероятным, потому что власти мирились с криптовалютами больше десяти лет, и теперь отсечь их одним ударом было бы слишком радикально. Я склонна соглашаться.
Оценочная вероятность исполнения сценария — 20%.
2. Много грому по-пустому
Этой фразой описывают политические заявления, которые звучат амбициозно, но не влекут за собой никаких действий. Если разыграется этот сценарий, то заявление Лю — это последнее, что мы слышали от правительства. Не будет никаких дополнительных конкретных указаний, чтобы провинциальные власти преследовали участников криптоотрасли.
Что более важно, не будет никаких критериев эффективности, по которым оценивались бы действия провинциальных властей. Это ключевое требование, поскольку в отсутствие директив они вряд ли будут что-то предпринимать против майнеров. В конце концов, майнеры мирно работают вот уже десять лет. У них сложились теплые отношения с местными властями, не в последнюю очередь благодаря хорошим налогам.
Если разыграется этот сценарий, заявление Лю можно рассматривать в соответствии с намерением Китая достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Государство решило избавиться от любых преград на пути к этой цели, и майнинг биткоина, к сожалению, входит в их число.
В результате мы можем засвидетельствовать исчезновение питающихся от угля майнинг-ферм, тогда как использующим чистую энергию майнерам позволят продолжить работу. У криптобирж тоже все будет хорошо, помимо необходимости закрыть майнинг-пулы, на которые в любом случае приходится лишь малая часть их дохода.
Оценочная вероятность исполнения сценария — 35%.
3. Медленное отчуждение
Находящийся в Китае венчурный капиталист Мэтью Грэхэм сказал:
«Мы определенно придерживаемся точки зрения о том, что комментарии Лю Хэ говорят о наличии у китайского руководства обеспокоенности по поводу чрезмерных спекуляций, в том числе в криптовалютах. Можно ожидать, что власти плотнее займутся этой проблемой».
Это означает, власти продолжат практиковать взвешенный подход, чтобы избежать массового распространения рисков криптовалют, но не станут запрещать их полностью. Они могут начать с запрета майнинга на угле, затем постепенно перейти на гидроэлектроэнергию, после чего переключиться на майнинг с использованием центральных процессоров (например, Filecoin и Chia).
Huobi и OKEx уже закрыли майнинг-пулы и маржинальную торговлю для местных пользователей. Другие функции, такие как внебиржевая торговля, тоже находятся в зоне риска.
Возможно, это самый опасный сценарий, потому что он растянет негатив на обозримое будущее. Рынок не знает о будущих действиях властей, поэтому реагировать он может только пассивно. Многие криптопредприниматели разделяют опасения и уже покинули Китай или подготовили отходные пути.
Оценочная вероятность исполнения сценария — 45%.
Неизвестность
Как отметил Грэхэм, криптовалютное сообщество сделало «управляемый страхом акцент» на заявлении Лю. Но это не страх проблем, это страх неопределенности. Если бы власти четко говорили о своих намерениях, сообщество могло бы разработать решения.
Еще более серьезная проблема, по крайней мере для властей, заключается в том, что политика закрытых дверей в данном случае может не сработать. Жители Китая легко и привычно обходят ограничения, пользуясь VPN для получения доступа к Google, Википедии и всем другим ресурсам, от которых государство пытается их оградить. Они найдут способы выйти на зарубежные биржи и участвовать в DeFi, если крупные биржи окажутся под запретом, хотя понятно, что конвертировать криптовалюты в юани на счетах в китайских банках будет труднее.
А если исчезнут китайские майнеры? Это может стать хорошей новостью для криптовалют, сделать их более децентрализованными и антихрупкими.
Но если криптовалюты покинут Китай, поколение голодных и умных предпринимателей упустит выпадающую единственный раз в жизни возможность создавать и зарабатывать на зарождающейся, глобальной, безграничной платформе. В этом случае все проиграют.
Криптовалюты — это не опиум. Преимущества, открываемые ими перед китайскими предпринимателями и инвесторами, должны быть очевидны.
Источник: ru.ihodl.com