MorozkiArt
Делимся переводом статьи Магды Боровик, специалиста по финтеху в Министерстве администрации и внедрения цифровых технологий Польши, о том, как правительства могут использовать блокчейн и почему они должны не бояться экспериментировать с распределенными реестрами.
За последнюю пару лет проникновение технологий в финансы стало главной темой заголовков.
Финтех проник повсюду, от стартапов до правительственных программ, и в последний год к нему присоединились регтех (технологии в регулировании) и гостех (в государственном управлении), причем эти термины зачастую употребляются совместно.
Но есть ли у них что-то общее?
Мне кажется, все это сводится к технологиям проведения транзакций, обеспечивающих безопасную передачу некоей ценности — денежного или неденежного характера. Альтернативные финансовые технологии, современные вычисления и технологии обеспечения надежности операций пригодятся любому правительству.
Неудивительно, что мы видим новые проекты внедрения: регуляторы планируют использовать распределенные реестры и машинное обучение, а правительства внедряют электронные платежи для оплаты государственных услуг или распределения социального обеспечения. В Польше начинается реализация проекта по сквозной цифровой идентификации — чтобы человек мог «представиться» не только правительственным сервисам, но и своему банку и другим учреждениям.
Важно отметить, что схема электронной идентификации в Польше основана на федеративной модели, то есть «цифровая личность» гражданина обслуживается не только государством — банки, страховщики и провайдеры телекоммуникационных услуг также вносят свой вклад.
Это важно, поскольку при этом используются специальные структуры данных, документирующие обмен информацией, ее подтверждение или обмен ценностями между сторонами.
Небольшое описание события включает временную метку и числовое значение, и оно определяет характер транзакции как соглашение или обмен ценностями — коммерческого или юридического характера. Очень часто речь идет о персональных данных или сведениях, составляющих банковскую тайну.
Содержание:
Долгожданное решение
В цифровой вселенной все это — транзакции, нравится нам это или нет.
Правительственные органы контактируют с гражданами для предоставления им государственных услуг — и стороны должны доверять друг другу, — а также взаимодействуют с бизнесом и другими государственными структурами. Иногда граждане взаимодействуют с государством при посредничестве бизнеса. Кроме того, существует стратегическая инфраструктура: энергетика и коммунальные услуги, где обработка транзакций — важнейшая часть работы.
В экономике, где данные становятся все важнее, транзакционные данные сами по себе становятся чем-то вроде виртуализованной критической инфраструктуры, а значит, государству и бизнесу необходимо сосредоточиться на том, чтобы обеспечить ее надежность.
Таким образом, блокчейн и распределенные реестры можно рассматривать как способ обеспечить целостность, неизменность и надежность данных. Это не значит, что все на свете нужно перенести в блокчейн, скорее, к существующим методам обработки транзакций нужно добавить дополнительный контрольный канал, фиксирующий все, что происходит в рамках критической инфраструктуры.
Однако пока возможную роль распределенных реестров в цифровой государственной инфраструктуре часто недооценивают.
Между тем, они могут быть инструментом для управления лицензиями и правами. Современное государство в основном управляет записями об общественных отношениях, будь то реестр прав собственности, список граждан, которым полагается социальное обеспечение или идентификационные данные, удостоверяющие гражданина, чтобы он мог участвовать в политической жизни.
Это огромная, важная и незаметная работа, которую делает государство. Возможно, наше доверие к государству не так велико, как могло бы быть, но изобретение распределенных реестров позволяет получить новый источник институционального доверия — доверие к компьютерному коду вместо доверия представителям учреждения. Теперь традиционное доверие между людьми дополняет доверие в отношениях человек-машина.
Чтобы продолжать двигаться в направлении информацизации экономики, необходимо обеспечить новый тип цифрового доверия, и соответствующие инвестиции должны иметь наивысший приоритет.
Огромный потенциал
Итак, предположим, распределенные реестры смогут стать источником доверия. Что дальше?
Первым шагом будет аудит существующих источников данных — их стандартизация и структурирование, — и лишь затем поверх можно реализовать доверенные транзакции, то есть легкого перехода для крупных государственных хранилищ данных можно не ждать.
Дело в том, что в обеспечении целостности и неизменности случайных, хаотичных данных нет никакого смысла.
Тем не менее из появления распределенных реестров можно извлечь выгоду. Надежные структуры данных, возникающие в результате обработки информации с помощью децентрализованных консенсусных механизмов, могут принести пользу в реализации множества «горизонтальных» задач, например, в электронной коммерции и законотворчестве (где очень важны надежность и возможность контролировать состояние версий документов).
В конечном счете, протоколы передачи ценности и распределенные реестры могут привести к полной «оцифровке» области публичных услуг, причем мы говорим не о слепом переносе каждой операции в цифровой мир, а о последовательной трансформации всей системы. В частности, если рассматривать протоколы передачи ценности как цифровые публичные сервисы, становится очевидно, что государству следует ими пользоваться.
Правительства всего мира будут все плотнее работать с технологиями обработки транзакций, и очень важно, чтобы эксперименты в этой области были легальны.
Понимание явления требует эксперимента, а эксперимент — это акт смирения, признания, что нельзя узнать новое, не попробовав.
Понимание этой истины — лишь первый шаг, хотя это очень важно. И я желаю всем коллегам из правительств разных стран сделать его как можно скорее — нам нужно быть готовыми к будущему, ведь оно все ближе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Источник: ru.ihodl.com