Как безопасно хранить криптовалюту. Интервью с СЕО Savl Семеном Шалумовым
Основатель экосистемы в интервью «РБК-Крипто» — о сложностях разработки некастодиального сервиса, взаимодействии с регуляторами и перспективах индустрии цифровых активов
— Начнем с главного вопроса, который волнует пользователей криптокошельков: как обеспечивается безопасность таких сервисов?
— Можно разделить все существующие криптокошельки на два вида. Первый, более распространенный, это так называемые кастодиальные кошельки — говоря простыми словами, у разработчиков этих приложений есть прямой доступ к приватным ключам от криптовалют своих пользователей. К таким кошелькам относятся, к примеру, все приложения криптовалютных бирж. В этом случае, если злоумышленники «взламывают» платформу — это одновременно означает, что они получают доступ к аккаунтам и счетам всех ее клиентов.
Другой вид, к которому относится Savl, вернее приватный кошелек в рамках Savl — это некастодиальные кошельки, основанные на принципе децентрализации. Доступ к криптовалютам есть только у пользователей, у нас, как разработчиков, его нет. Поэтому если происходит потеря доступа к кошельку и нет возможности вспомнить резервные коды восстановления, вернуть потерянные средства уже не получится. Это обратная сторона безопасности и децентрализации.
Поэтому главное правило безопасного хранения криптовалюты — это держать ее на некастодиальных кошельках, по необходимости какую-то ее часть выводя на кастодиальные для совершения сделок и обратно. Именно поэтому в рамках Savl есть оба вида кошельков — приватный кошелек, доступ к которому есть только у пользователя, максимально надежный, а также маркет-кошелек на нашей платформе для p2p-торговли.
— Вторая по популярности тема — это легальность использования криптокошельков в России. В частности, волнует вопрос защиты средств с юридической точки зрения.
— В текущем году вступил в силу закон «О цифровых финансовых активах», который обозначил нормы регулирования криптовают на территории РФ. В России введен запрет на использование любых криптовалют для приобретения товаров и услуг. В этом плане запрет ничем не отличается от запрета на использование доллара или евро как платежного средства — нельзя прийти в магазин и купить на $100 продукты. То же самое и с криптовалютой.
Но при этом в законе нет запрета на покупку и продажу криптовалюты на зарубежных площадках. Фактически, использование криптовалюты в целях хранения средств или спекулятивных сделок никак не ограничено. Опять же, ближайшей аналогией являются иностранные валюты, которые вы можете свободно использовать для сохранения накоплений. Поэтому пользоваться криптокошельками можно совершенно легально, никакого нарушения закона в этом нет.
Что же касается перспектив, то, напомню, совсем недавно в рамках «Российской энергетической недели» президент Владимир Путин позитивно высказался по поводу статуса криптовалют и допустил их использование в будущем в качестве средства расчета. Поэтому категорического запрета вроде китайского, на мой взгляд, в России ждать не стоит.
— В чем основное отличие Savl от конкурентов?
— Наше основное отличие в том, что мы в рамках одного приложения собрали все возможные инструменты, чтобы быстро и удобно начать работать с рынком криптовалют. В первую очередь, это безопасное некастодиальное хранение в рамках приватного кошелька, поддержка всех актуальных на рынке коинов и токенов, возможность прямой покупки коинов с банковской карты, встроенная p2p-платформа как для покупки и продажи за национальные валюты, так и по обмену одних криптовалют на другие. Новостной агрегатор, что позволяет быть в информационной повестке. Также в приложение встроен зашифрованный мессенджер, внутри которого можно осуществлять прямые внебиржевые сделки. Наше основное отличие, что приложение построено по принципу социальной сети для людей, вовлеченных в рынок криптовалют.
— Вернемся к истории. Как создавался кошелек Savl? Как вообще вы решили заняться этим бизнесом? С какими трудностями пришлось столкнуться?
— Сам я пришел сферу из традиционных финансов — до того, как основать Savl, я работал в швейцарском Credit Suisse. Разумеется, я что-то слышал из СМИ про криптовалюты, но относился к ним довольно скептически. Примерно в 2016 году мои друзья, глубоко погруженные в IT-тематику, смогли меня убедить, что у криптовалют есть потенциал, я начал постепенно в это втягиваться и спустя какое-то время ушел в эту тему с головой. При этом я столкнулся с ситуацией, когда был вынужден установить кучу различных приложений для активной торговли на криптовалютном рынке. Не было никакого удобного интегрирированного инструмента. К тому же надежность существующих кошельков вызывала вопросы. Все эти факторы подтолкнули меня к мысли, что на этом рынке есть свободная ниша, и надо дать пользователям удобный, не очень «гиковский» инструмент работы с криптовалютами.
Самая большая сложность состояла в поиске единомышленников среди потенциальных разработчиков. Далеко не все на тот момент верили в криптовалюту, как в индустрию, было много сомнительных персонажей. Полтора года, надо признать, не самых простых, у меня ушло на поиск людей, которые одновременно хотели и обладали достаточной квалификацией, чтобы реализовать подобный проект. В настоящее время у нас дружная команда талантливых разработчиков и единомышленников, базирующаяся в Новосибирске, которая отвечает за развитие проекта.
— Savl официально зарегистрирован на территории ЕС. Какие требования европейских регуляторов соблюдает компания? Приходилось ли сталкиваться в связи с этим с какими-то проблемами?
— Легальная работа на криптовалютном рынке — не самая простая история с юридической точки зрения. Чтобы выполнить все законные требования регуляторов мы зарегистрировали несколько юридических лиц в различных юрисдикциях.
Штаб-квартира Savl находится в Швейцарии. Этому юрлицу принадлежат все права на приложение. Для работы с пользователями из стран Европейского союза у нас есть эстонская компания, у которой есть все необходимые лицензии для работы с криптовалютой на территории ЕС. Мы внедрили проверку KYC-AML, все наши участники торгов проходят обязательную верификацию. Помимо этого, у нас есть и российское юрлицо, в рамках которого работают наши разработчики. Основная проблема, с которой мы сталкиваемся — это неопределенность и нескоординированность регуляторов в международном масштабе, что влечет за собой изменение правил игры, под которые приходится постоянно подстраиваться.
— Насколько сложно поддерживать работу криптокастодиального сервиса? Нужна ли большая команда разработчиков и других сотрудников, как происходит рабочий процесс?
— Команда разработчиков в настоящее время состоит из 10 человек. Офис разработки находится в Новосибирске, юридическая команда из трех человек работает в Швейцарии, а я курсирую между Москвой и ними. В целом все части этого механизма уже неплохо сработались, поэтому каких-то серьезных управленческих проблем у нас не возникает. Замечу только, что в общем-то все члены нашей команды являются криптоэнтузиастами — мы делаем такой продукт, которым нам самим хочется пользоваться. Это сильно облегчает постановку задач.
— Как вы собираетесь развивать приложение в дальнейшем? Стоит ли ждать пользователям новый функционал?
— Работа над приложением ведется в режиме 24/7, каждый месяц мы расширяем и дорабатываем функционал. Сейчас активно работаем над расширением перечня поддерживаемых валют и прямого доступа к децентрализованным биржам. Сразу после этого начнем работу над модификацией интерфейса, социальным взаимодействием между пользователями.
Мы будем двигаться в сторону социальной сети, но с упором на криптовалюту. Что-то близкое уже существует в России и Великобритании для активных участников фондового рынка, но в сфере криптовалют мы будем первые, кто запустит такой функционал. Параллельно мы работаем также над тем, чтобы внедрить функционал стекинга в приложение, фактически это аналог банковского депозита в криптовалюте.
— Говоря о перспективах крипторынка, ожидаете ли вы какой-то затяжной коррекции в ближайшем будущем?
— Рынок криптовалют с каждым годом все больше напоминает традиционный фондовый рынок. После каждого затяжного роста должна следовать коррекция — это нормально и естественно. В конце концов, именно этот момент является оптимальным для увеличения позиций. Ровно такое явление мы наблюдали в мае-июне этого года, когда курс биткоина и других криптовалют рухнул на 50% и держался на низких отметках около двух месяцев. Сейчас мы находимся на новом витке роста, предполагаю, что он еще продлится какое-то время. Ведущие криптовалюты обновят исторические максимумы, после чего наверняка опять произойдет коррекция, возможно не такая глубокая, как в прошлый раз. Когда именно это произойдет я точно сказать не возьмусь, возможно в начале следующего года.
Вероятность того, что коррекция продлится несколько лет, как это было в 2017-2019 годах, я оцениваю как низкую — это связано прежде всего с тем, что с тех пор резко, на несколько порядков, расширился круг людей, которые рассматривают криптовалюты как естественный способ хранения накоплений. Для «миленниалов», активно вступающих в права наследства в США и европейских странах, криптовалюты — это не менее привычный финансовый инструмент, чем, например, золото или облигации, поэтому все крупные просадки на криптовалютном рынке довольно быстро откупаются. Главный риск тут госрегулирование, но, как мне представляется, только Китай из значимых регуляторов занимает тут непримиримую позицию, США и ЕС уже смирились с новой криптовалютной реальностью.
— Децентрализованные сервисы продолжают набирать популярность. Можно ли сказать, что DeFi — это будущее рынка криптовалют?
Так оно и есть. На данный момент сообщество делает только первые шаги в этом направлении, тестирует применение dApps (децентрализованных приложений) в различных сферах — финансах, игровой индустрии, сфере интеллектуальной собственности (NFT) и многих других.
— Какая следующая тема из сферы криптовалют может оказаться крайне перспективной?
Одно из самых перспективных направлений на сегодняшний день — это стекинг, который является частью DeFi. Фактически — это аналог классических банковских депозитов, но на основе криптовалюты. Вы можете «разместить» вашу криптовалюту в специальном сервисе и получать на нее регулярный процент, рассчитываемый от величины годовой ставки. Эта технология становится особенно привлекательной в связи с тем, что традиционные банки в ЕС постепенно переходят к отрицательной ставке на банковские депозиты.
Другая, гораздо более известная история — это NFT. Возможно, на текущий момент тема сильно медийно перегрета, но после того, как первоначальный хайп спадет, я уверен, что цифровое искусство займет какую-то долю рынка. Об этом, например, говорит интерес крупнейших мировых аукционных домов к развитию собственных платформ NFT-торгов.
Источник: www.rbc.ru