К вопросу о национальных особенностях терморектального криптоанализа или «Где криптанам жить хорошо» — часть 1

В связи с принятием нового законодательства на территории РФ и в других странах, касательно криптовалютного регулирования – у многих людей, так или иначе связанных с криптовалютами, возникли вполне обоснованные опасения. Что ожидает нас в будущем и как отразятся на благосостоянии простых людей и предпринимателей неоднозначные решения глав государств? Чтобы оценить ситуацию в целом – пора прояснить: как криптовалютным трейдерам, владельцам бизнеса, связанного с криптовалютами, а также просто обладателям некоторого количества цифровых активов живётся в разных странах мира?

В разных странах – разный подход относительно криптовалютного законодательства. Согласно статистике с ресурса Coin.Dance – в большинстве стран мира использование криптовалют не запрещено законом или даже легализовано.

Но, в некоторых странах криптовалюты полностью запрещены, а за их использование предусмотрены наказания — это Афганистан, Алжир, Бангладеш, Боливия, Пакистан, Республика Македония, Саудовская Аравия и Вьетнам.

Мы их не будем вообще рассматривать – не стоит равняться на плохое.

В обзор, состоящий из пяти частей, войдёт более тридцати стран и регионов, вполне лояльных к криптовалютам – этого должно быть вполне достаточно для оценки общей ситуации на 2019-2020 год.

Аспекты:

  • Владение криптовалютой, а также её использование
  • Торговля криптовалютой
  • Бизнес, связанный с криптовалютами
  • ***

    Вопросы:

  • Ограничения
  • Налоги
  • Административные и уголовные преследования
  • Предоставленная информация не претендует на полную достоверность и требует уточнения у местных юридических консультантов. Все законодательные постановления актуальны на момент написания данного обзора

    Да, действительно, несмотря на довольно обширный материал, касательно регулирования криптовалют в мировой практике и наличии достаточно чётких указаний (в некоторых случаях) – юридические описания довольно пространственные (а также нарочито гибкие) и требуют актуального уточнения у профильного специалиста.

    ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ: НИ ОДНА СТРАНА НЕ ПРИЗНАЛА БИТКОЙН ЗА «НАСТОЯЩИЕ» ДЕНЬГИ, НО, ПРИ ЭТОМ, МНОГИЕ СТРАНЫ ПРИНЯЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПЛАТИТЬ НАЛОГИ С ОПЕРАЦИЙ С БИТКОЙНОМ И КРИПТОВАЛЮТАМИ. ВОТ ТАК ВОТ.

    Положение криптовалюты мало чем отличается от положения виртуального золота из WoW или игрушечного доллара из Second Life. Т.е. до правительств давно доходит, что это мало чем отличается от обычных денег и имеет абсолютно аналогичные свойства с одним важным отличием: не они их печатают. Хотя, чего не бывает…

    Но, мы не будем рассматривать здесь отношение и постановления стран относительно ICO и токенов в целом, а также планы о выпуске государственной «стабильной» криптовалюты.

    Будут освещены законодательные аспекты касательно основных криптовалют, преимущественно Биткойна: общее положение, налоги на трейдинг и майнинг, а также любые виды запретов. В некоторых случаях будут упомянуты произвол силовых органов и прочие санкционные непотребности.

    ***

    Подход в «цивилизованных» странах стандартный:

  • Если криптовалюта признана в хоть в каком-либо виде – она подлежит налогообложению, как и доход в любом другом виде;
  • Биржи и обменники подчиняются правилам о противодействии отмыванию средств и финансированию терроризма, а значит обязаны выяснять личность своих клиентов;
  • Как правило, криптовалюта не запрещена в качестве платёжного средства (хотя и не расценивается как таковое);
  • Несмотря на нередкие случаи произвола – в большинстве культурных стран никто открыто не преследует трейдеров, майнеров и просто владельцев криптовалют. Стоит учесть, что криптовалюты – это те же самые деньги, поэтому их чрезмерное наличие обязательно вызывает интерес у «компетентных органов» и представителей криминального мира.
  • ***

    Ещё тенденция: во многих странах ключевые законы, касательно регуляции криптовалют были приняты в 2020 г. или назначены на 2021 г. Как видно, взрывной рост курса был вполне предсказуем, и государства наравне (или в связке) с профильными компаниями участвуют в гонке за контроль над перспективным рынком. Судя по всему, даже на государственном уровне понимают, что рынок криптовалют стал (и был) гораздо прибыльнее, нежели рынок традиционных активов. И это наглядно демонстрирует нынешний курс криптовалют.

    Содержание:

    Россия

    В 2020 г. в России не раз поднимался вопрос окончательного установления статуса криптовалют, и в итоге был сформирован основополагающий законопроект. Стоит рассмотреть, как власти РФ планируют контролировать майнинг, какие хотят взимать налоги за сделки с биткойнами и другие детали нового федерального закона о цифровых финансовых активах.

    ***

    Законодательный статус

    Существует законодательная база. Свободный оборот – запрещён. Отношение правительства – резко умеренное.

    Основные документы и определение криптовалют

    Сразу стоит отметить, что после внимательного ознакомления с вопросом – ситуация кардинально меняет своё значение. На самом деле, новый закон не регулирует такие понятия, как майнинг, криптовалютный трейдинг, налогообложение крипто-бизнеса на территории РФ (в силу единственно значительного запрета) и прочие типичные вещи. Но, обо всём по порядку.

    22 июля 2020 года президент России Владимир Путин подписал закон «О цифровых финансовых активах», который даёт определение криптовалютам и безжалостно запрещает их использование на территории страны в качестве платёжного средства. Документ уже опубликован в открытом доступе, а сами правила вступили в силу с 1 января 2021 года.

    По факту, слово «Биткойн» не фигурирует в документе, хотя, он, действительно, соответствует предложенному определению:

    «Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчётной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему её правилам».

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВАХ, ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЕ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Зеркало: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (удобнее изучать)

    ***

    Ограничения и налоги на использование криптовалют

    Вопрос: кто внимательно прочитал этот 107-страничный документ? Если, правда, ознакомились, то признаете, что конкретно децентрализованным криптовалютам посвящена самая малая часть – статья 14.

    В первую очередь, «речь идёт о запрете использования цифровой валюты в качестве средства платежа любым способом, позволяющим предполагать оплату за товары, работы, услуги, и о запрете на распространение информации о предложении или приеме цифровой валюты в качестве оплаты»

    Наиболее важная часть: Статья 14. Оборот цифровой валюты (см. п.5 и п.7)

    «Юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг)».

    «В Российской Федерации запрещается распространение информации о предложении и (или) приёме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг)».

    Но, судя по всему, их можно продавать друг другу. На данный момент по смыслу закона запрещены будут именно операции по оплате в криптовалюте. В свою очередь, операции по обмену криптовалюты на фиатные средства или другие криптовалюты не ограничены.

    Но, как бы там ни было, крупный и малый криптовалютный бизнес в России просто сменит юрисдикцию. Ведь, ни в одной из достаточно развитых стран подобных запретов не наблюдается.

    Всё остальное в законе посвящено вопросам ЦФА – которыми «признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы».

    Поэтому, ЦФА – это не биткойны или эфиры, которые отчасти регламентируются лишь в статье 14, что означает запрет на их свободное хождение на территории РФ. При этом, речь идёт лишь об оплате товаров и услуг. Купля, продажа, передача, обнал – по-прежнему не регулируются каким-либо специальным законом.

    ________________________________________

    Остальные опасения сообщества основаны лишь на информации о существовании планов Минфина относительно дальнейшего развития законодательства в данном направлении.

    Если подробнее, то в конце августа 2020 Минфин России разработал пакет законопроектов по цифровой валюте. Правда, конкретные предложения Минфина не были опубликованы в широком доступе (разосланы «заинтересованным ведомствам»), но, по заявлению ряда крупных российских СМИ – они располагают этим неким 25-страничным документом (не предоставлен к ознакомлению), где красочно расписаны будущие перспективы для владельцев криптовалют на территории РФ. Таким образом, информация не может являться абсолютно достоверной, но, учитывать подобные настроения просто необходимо.

    ***

    Административные и уголовные преследования за владение криптовалютой

    Конкретно за владение криптовалютой наказаний не предусмотрено

    ________________________________________

    Правда, президент России Владимир Путин уже подписал указ, согласно которому чиновники и кандидаты на соответствующие должности обязаны предоставить сведения об имеющихся у них цифровых финансовых активах.

    Согласно документу, эти лица должны «предоставить уведомление о принадлежащих им, их супругам и несовершеннолетним детям цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте (при их наличии)». Передать данные необходимо в срок с 1 января по 30 июня 2021 года.

    ________________________________________

    И, как бы там ни было, но, за нарушение установленных законами правил предлагается ввести реальную административную и уголовную ответственность.

    Граждане могут получить до 100 тыс. руб. штрафа и до семи лет лишения свободы, юридические лица — до 1 млн руб. штрафа.

    ________________________________________

    Дополнительно, Банк России уточнил основания для блокировки банковских счетов. Согласно поправкам в положение 375-П, финансовые учреждения имеют право заморозить или даже заблокировать банковский счет в случае появления признаков оборота цифровых валют. Сделки по обороту криптовалют, а также «операции, связанные с обращением цифровых прав, которые характеризуются однонаправленностью, регулярностью, на крупные суммы» теперь внесены в перечень подозрительных сделок по отмыванию денег или финансирования терроризма. Утвержденные поправки вступят в силу уже в октябре 2021 года.

    ***

    Ограничения и налоги на торговлю криптовалютой

    Частный трейдинг, на данный момент, не регламентируется на территории РФ, и ограничен лишь законами, наложенными на юрлиц, работающих в юрисдикции РФ, и предоставляющих возможность торговать финансовыми активами заинтересованным лицам. Здесь подразумевается «Закон о Форекс» от 2016 года, который, по факту, мало что изменил для рядовых российских трейдеров.

    Общее налогообложение с прибыли в фиате, т.к. любой доход по закону должен декларироваться. Согласно налоговому законодательству: «доходы от сделок с криптовалютами будут облагаться в общем порядке: доходы от продажи минус расходы на приобретение, разница облагается по ставке 13% для резидентов РФ».

    Административные и уголовные преследования за торговлю криптовалютой

    Не предусмотрены в отсутствии состава иных преступлений, предусмотренных законодательством РФ.

    ***

    Ограничения и налоги на бизнес, связанный с криптовалютами

    С учётом п.5, ст.14 – возможности для резидентов РФ будут довольно ограниченными.

    Принимать криптовалюты в качестве оплаты нельзя, но, можно выпускать её, а также продавать и покупать.

    Выпускать ЦФА получили право физлица-ИП и юрлица. Банк России сможет разрешать покупку тех или иных ЦФА только квалифицированным инвесторам и/или только на ограниченную сумму. Администраторами информационной системы, в которой выпускаются ЦФА смогут стать только люди с высшим образованием, опытом руководства финансовой или IT-организацией не меньше двух лет, либо с аналогичным опытом работы на высоких госдолжностях. К другим сотрудникам платформы тоже есть требования по опыту и квалификации. Не смогут этим заниматься заподозренные в терроризме и отмывании денег.

    Закон разрешил функционирование своеобразных «криптобирж» (операторов обмена ЦФА и иных цифровых прав). В реестр имеющих право на такую деятельность бирж Центробанка возьмут компании с уставным капиталом и чистыми активами не менее 50 млн рублей. В компании не должно быть участников, зарегистрированных в оффшорах. Требования к руководству бирж аналогичны требованиям к операторам информсистем. И те, и другие получают право признавать пользователей квалифицированными инвесторами в соответствии с требованиями законодательства.

    Закон о цифровых финансовых активах вводит новый субъект российского крипторынка — операторы обмена цифровых финансовых активов. Они по сути являются криптобиржами, но только для обмена токенов, которые признаются по российскому законодательству «цифровыми правами». На сегодняшний день такими специальными законами являются ФЗ об инвестиционных платформах и ФЗ о ЦФА. Операторы обмена могут организовывать торговлю утилитарными цифровыми правами и цифровыми финансовыми активами.

    Существующие криптобиржи, торгующие криптовалютами, например, биткойнами и эфирами, не подпадают под определение нового субъекта и остаются неурегулированными. Закон о ЦФА прямо допускает возможность организации на территории России площадки для обмена криптовалют.

    «Организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами»

    ***

    Майнинг новый закон не регулирует, правда, в конце августа 2020 Минфином был разослан в профильные ведомства пакет законопроектов о внесении поправок в еще не вступивший в силу документ. В нем косвенно упоминается добыча криптовалюты и написание софта. Однако в том же пункте установлен запрет на получение оплаты за такие действия в цифровой валюте.

    ________________________________________

    Закон о ЦФА не регламентирует вопросы, связанные с налогообложением цифровых финансовых активов. Таким образом, вопрос налоговых последствий совершения сделок с цифровыми виртуальными валютами остается открытым. При этом, в мире вопросы налогообложения чаще всего решаются за счёт профильных разъяснений органов налоговой службы по системам уплаты налогов с операций с цифровыми активами. Таким образом, оборот криптоактивов будет подчиняться общим правилам налогообложения.

    «… особый порядок налогообложения доходов физлиц при совершении операций с криптовалютами не установлен, физические лица должны самостоятельно исчислить налог и подать декларацию в инспекцию; налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют определяется в рублях как превышение общей суммы доходов от продажи криптовалюты над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение; до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы необходимо исходить из ст. 220 НК РФ», — говорится в письме Минфина.

    Административные и уголовные преследования за бизнес, связанный с криптовалютами

    При отсутствии нарушений нового закона о ЦФА – криптовалютный бизнес сам по себе не является преступной деятельностью и попадает под действие иных соответствующих деятельности законов РФ.

    ***

    В завершение

    Стоит отметить ,что на фоне «острой эпидемиологической ситуации» в 2020 г. российские граждане (судя по всему) стали меньше доверять банковской системе, и всё больше обращаться к наличным, т.е. пользоваться услугами чёрных обнал-контор.

    При этом, наблюдается значительный рост числа пользователей криптовалют. Как видно, схема – «наличка-криптовалюта-наличка» даже у добропорядочных граждан вызывает больше доверия, чем постоянно в чём-то их подозревающий банк.

    И неудивительно, ведь налоговый режим становится всё более жёстким, что вызывает всё больше спроса на услуги чёрного рынка. По некоторым данным, к концу 2020 года, это позволило обнальщикам в разы уменьшить свой процент по сделкам.

    Появилось сотни схем для серых финансовых потоков, и никакие меры не позволяют ликвидировать их полностью.

    С 11 января 2021 года вступают в силу поправки в «антиобнальный« ФЗ-115 – теперь любые операции более 100 000 руб. попадают под более чем жёсткий контроль. Приобретение товаров, снятие наличных с банковских карт, электронные кошельки, переводы почтой, интернет-доходы, сделки с недвижимостью, азартные игры и прочее — всё желают поместить под «колпак».

    Свободный вывод более или менее значительной суммы с банка – ощутимая проблема, особенно, если она превышает установленный порог в 100 000 руб.

    И, возможно, спрос на кэш вызвала не столько пандемия, сколько выход новой версии «антиобнального» закона.

    ***

    К слову, замечу, что решения правительства – как семь пятниц на неделю. В августе 2020 г. всем россиянам угрожали полным запретом традиционных электронных платёжных систем по типу Яндекс.Деньги, PayPal и Kiwi. Ведь, ими пользуются террористы. Однако…). А уже в декабре 2020 г. на рассмотрение выносится законопроект, призванный вообще разрешить россиянам использовать «полу-анонимные» кошельки с упрощённой верификацией. Понимайте такое как хотите.

    Украина

    В данной ситуации, перед Украиной встал выбор: запретить криптовалюту или внедрить соответствующее регулирование. Украина выбрала второй вариант и заимствовала опыт других лояльных юрисдикций. Поэтому сейчас полным ходом внедряются рекомендации FATF, которые уже действуют во многих странах мира.

    Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) — межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляет оценки соответствия национальных систем этим стандартам.

    ***

    Законодательный статус

    Существует законодательная база. Свободный оборот – разрешён. Отношение правительства – положительное

    Основные документы и определение криптовалют

    В июне 2020 года Верховная Рада Украины зарегистрировала законопроект «О виртуальных активах», который предполагает отнести криптовалюты к регулируемым активам. 2 декабря 2020 г. Верховная Рада Украины окончательно утвердила законопроект.

    Сам документ вводит в законодательное поле понятие виртуальных активов, которые представлены разновидностью имущества. Дополнительно, согласно определению FATF и директивы ЕС 2018/843 ВА – это «цифровое выражение стоимости». Ну что же – директива ЕС вполне уместна. Также, международные стандарты финансовой отчетности (IFRS) на июнь 2019 классифицируют криптовалюты как нематериальные активы.

    ***

    Ограничения и налоги на использование криптовалют

    Законодательство не предусматривает общего запрета на выпуск, добычу, владение или торговлю криптовалютами.

    Несмотря на общую лояльность к децентрализованной крипте в Украине– законопроект имеет свои издержки и сделает все криптовалютные кошельки незаконными, если они не будут зарегистрированы в министерстве.

    ________________________________________

    В ноябре 2019 года Украина ввела уголовную ответственность за незаконное обогащение посредством криптовалют.

    Президент Украины Владимир Зеленский подписал закон о восстановлении уголовной ответственности за незаконное обогащение среди государственных служащих и чиновников.

    Таким образом, приобретение чиновниками активов, стоимость которых более чем на 6,5 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан превышает их законные доходы, карается лишением свободы на срок до 10 лет с запретом занимать определённые должности на срок до трёх лет.

    К активам относятся наличные, находящиеся на банковских счетах денежные средства, имущество и криптовалюта.

    Срок исковой давности по таким делам составит четыре года.

    ________________________________________

    В начале марта 2020 года украинское Национальное агентство предотвращения коррупции (НАПК) опубликовало правила декларирования криптовалют.

    Согласно заключению НАПК, декларант должен указывать криптовалюты, принадлежащие ему или членам его семьи, в разделе «Нематериальные активы». В документ нужно внести название актива, дату последнего приобретения криптовалюты, количество и общую стоимость монет, принадлежащих декларанту или члену его семьи по состоянию на последний день отчётного периода.

    Стоимость криптовалюты должна быть указана в денежной единице Украины по обменному курсу Нацбанка Украины, действовавшему на последний день отчётного периода декларации.

    В 2020 году декларации о доходах нужно подать по месту жительства до 30 апреля. Помимо чиновников, декларации должны подать самозанятые специалисты, не зарегистрированные как частные предприниматели, и люди с доходами зарубежного происхождения.

    Административные и уголовные преследования за владение криптовалютой

    Украинские депутаты внесли в Верховную Раду проект закона, который регулирует механизм изъятия криптовалюты, полученной в результате противоправной деятельности.

    Согласно документу, виртуальные активы планируется отнести к числу электронных доказательств правонарушения. Криптовалюта, которая была задействована в преступной деятельности, конфискуется, кроме случаев, когда владелец не знал о ее незаконном использовании. Если владелец не установлен, то виртуальные активы переходят в собственность государства.

    Если конфисковать виртуальные активы, законность приобретения которых не была подтверждена, невозможно – на осужденного возлагается обязанность возместить их стоимость в фиатном эквиваленте.

    Спор о принадлежности виртуальных активов решается в порядке гражданского судопроизводства.

    ***

    Ограничения и налоги на торговлю криптовалютой

    Индивидуальная налоговая консультация ГУ ГНС в Днепропетровской области отмечает, что криптовалюта может быть объектом налогообложения. Доходы физического лица-резидента от продажи криптовалюты облагаются налогом на доходы физических лиц и военным сбором на общих основаниях.

    Административные и уголовные преследования за торговлю криптовалютой

    Последствия принятия нового законодательства коснутся обычного гражданина в том случае, если его активы находятся на счету у криптовалютной биржи. Если он не прошёл верификацию, то биржа будет требовать её прохождение, а в ином случае может заблокировать счёт (что и так практикуется). Кроме того, теперь нужно будет тщательнее относится к своим транзакциям на бирже, ведь любая транзакция может показаться бирже подозрительной. Биржа может потребовать дополнительные документы (забрать деньги).

    Процедура верификации является обязательной если операции пользователя на бирже превышают 30 000 грн. Хотя, на практике, не исключены и более жёсткие ограничения.

    ________________________________________

    Дополнительно, по заявлению министра финансов Украины, регуляторы собираются отслеживать криптовалютные транзакции на сумму более $1200. Подозрительные транзакции будут блокироваться, а криптоактивы – конфисковываться.

    ***

    Ограничения и налоги на бизнес, связанный с криптовалютами

    Закон обяжет кастодиальные криптовалютные сервисы и биржи проходить обязательную регистрацию в Министерстве Цифровой Трансформации Украины. Компании должны иметь юрисдикцию в Украине и уставной капитал, размер которого варьируется от нуля до €20 000.

    Дополнительно, такие фирмы должны будут обеспечить соблюдение требований по борьбе с отмыванием денег, AML и KYC (Know Your Customer).

    Регистрация предусмотрена только для бирж, обменников и хранителей. Все остальные участники рынка регистрироваться не обязаны, но также могут это сделать исходя из своих бизнес-интересов.

    ________________________________________

    Дополнительно, законодатель дал определение поставщикам услуг, связанных с оборотом виртуальных активов – теперь это не только криптовалютные биржи и обменники, но и компании, которые проводят ICO.

    Поставщикам услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, необходимо предоставлять специальные репорты по установленной форме в Финмониторинг о проведении операции, превышающей 400 000 грн, если есть основания считать, что эти операции: проводятся политически значимыми лицами, осуществляются стороной, которая зарегистрирована в одной из стран санкционного списка, имеют цель перевода средств за границу или осуществляются с использованием наличных средств.

    ________________________________________

    И не стоит забывать, что дополнительный законопроект предполагает обязать провайдеров раскрывать данные о деятельности пользователя в интернете.

    Операторы обязаны за собственный счет устанавливать технические средства, необходимые для проведения негласных следственных действий и доступа к информации о связи, абоненте, получении и маршруте передачи интернет-услуг, их продолжительности и содержания.

    Схожие требования к операторам связи в РФ применяются по так называемому «Закону Яровой», вступившему в силу 1 июля 2018 года.

    ***

    Административные и уголовные преследования за бизнес, связанный с криптовалютами

    Несколько последних лет майнеры считались преступниками, на них устраивали «охоту», отслеживали квартиры и складские помещения, в которых фиксировали большое количество потребления электроэнергии.

    Изъятые майнинговые фермы попадали в руки представителей силовых структур и вернуть их было уже почти нереально. После обысков биткойны нередко исчезали.

    И до сих пор, даже в новом законе, тема майнинга (генерации) виртуальных активов в законопроекте пока не затронута, но, этот вопрос активно изучается.

    ***

    Беларусь

    Пока Россия вводит новые запреты на использование криптовалют – соседняя Беларусь давно приняла закон, который по факту легализует криптовалюту. Да, как ни странно, но, одной из первых стран, которая официально признала криптовалюту, ещё в 2017 году, стала довольно консервативная Беларусь. Там же открыто ввели смарт-контракты на блокчейне и в разы уменьшили налоги (в рамках Парка Высоких Технологий).

    ***

    Законодательный статус

    Существует законодательная база. Свободный оборот – разрешён. Отношение правительства – положительное

    Основные документы и определение криптовалют

    Ключевым документом стал декрет №8 «О развитии цифровой экономики», который вступил в силу 28 марта 2018 года. В основном декрет освещает аспекты касательно Парка высоких технологий – это вроде аналога Кремниевой долины в США.

    Образцовый декрет узаконил биржи криптовалют, майнинг, смарт-контракт, блокчейн, токены и т. п. Операции с токенами (майнинг, хранение на счетах, покупка, обмен, завещание) с момента принятия Декрета освобождены от налога на прибыль и НДС до 1 января 2023.

    Декрет фактически разрешает покупать, продавать и обменивать криптовалюты, работать в качестве оператора криптоплатформы или оператора обменного пункта, а также по другим направлениям в сфере блокчейна и криптовалют.

    Резидентом Парка высоких технологий считается лицо, которое занимается деятельностью, связанной с информационными системами и программным обеспечением — точный перечень видов деятельности предусмотрен законодательством. Главным преимуществом получения статуса резидента Парка высоких технологий являются государственные льготы, в частности, налоговые. При этом, для получения статуса резидента не требуется постоянное присутствие в Парке.

    Стоит отметить, что только в октябре 2020 число резидентов Парка достигло 969 компаний, в которых работает около 65 000 сотрудников.

    По мнению одного из белорусских экспертов:

    «Если бы Telegram выпускал свой токен здесь, в Беларуси, у него не было бы таких проблем. Да, у него отсутствовал бы доступ на американский рынок, но по крайней мере ICO бы состоялось».

    Правда, о том, ошибся ли Павел Дуров дверями и о возможных результатах несостоявшегося ICO судить сложно…

    ***

    Ограничения и налоги на использование криптовалют

    Юридические и физические лица могут свободно владеть токенами и хранить их в виртуальных кошельках. Налогов на владение криптовалютами без получения фактического дохода не предусмотрено.

    ***

    Административные и уголовные преследования за владение криптовалютой

    Государственная власть в Беларуси хочет, чтобы законодатели разрешили им изымать криптовалюты у преступников. Следственный комитет Республики Беларусь планирует поддержать данную инициативу.

    ***

    Ограничения и налоги на торговлю криптовалютой

    Начиная с 28 марта 2018 г. и до 1 января 2023 г. доходы физических лиц от майнинга, приобретения (в том числе в порядке дарения), отчуждения цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и (или) обмена на иные цифровые знаки (токены) не признаются объектом налогообложения подоходным налогом, независимо от того, когда они получены, в том числе если они получены до вступления специального регулирования в силу.

    Важно отметить, что майнинг и трейдинг, осуществляемый физическими лицами самостоятельно, то есть без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, законодательство не рассматривает как предпринимательскую деятельность. Как следствие, для осуществления этой деятельности не нужно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

    Иными словами: Резиденты Беларуси до 1 января 2023 года налоги от использования криптовалют не платят.

    Но, не стоит забывать, что Национальный банк Беларуси выпустил дополнения к инструкции о требованиях «к пунктам, регулирующим оборот токенов». В документе обозначены, в общей сложности, 45 признаков подозрительных операций.

    В частности:

  • Осуществление операций в размере близком или превышающем 24 500 б. рублей, связанных с приобретением или продажей цифровых токенов
  • Осуществление операций по покупке и продаже токенов у нерезидентов Парка высоких технологий.
  • Административные и уголовные преследования за торговлю криптовалютой

    Прецеденты не известны

    ***

    Ограничения и налоги на бизнес, связанный с криптовалютами

    Специальный правовой режим для Парка высоких технологий может быть продлён до 1 января 2049 года. По новым правилам, перечень перспективных областей деятельности для компаний-резидентов неограничен и может быть расширен по решению наблюдательного совета.

    Резиденты Парка высоких технологий могут заключать опционные договоры, договоры конвертируемого займа, соглашения о неконкуренции с работниками, соглашения с ответственностью за переманивание сотрудников, безотзывные доверенности и подписывать другие распространённые в международной практике документы.

    Режим проведения валютных операций для резидентов Парка высоких технологий упрощён, что включает введение уведомительного порядка проведения валютных операций, отмену обязательной письменной формы внешнеторговых сделок, введение подтверждения проведённых операций первичными документами, составленными в одностороннем порядке. Также Декрет №8 снимает ограничения для компаний-резидентов на операции с электронными деньгами и разрешает открытие счетов в иностранных банках и кредитно-финансовых организациях без получения разрешения Национального банка Республики Беларусь.

    Процедура найма квалифицированных иностранных специалистов компаниями-резидентами Парка высоких технологий также упрощена, что включает более простой порядок получения разрешения на работу, а также безвизовый режим для учредителей и работников компаний-резидентов со сроком непрерывного пребывания до 180 дней.

    Создана правовая основа для оборота криптовалют, чтобы компании-резиденты Парка высоких технологий могли оказывать услуги по обмену криптовалют и привлекать финансирование посредством ICO. Юридические лица могут создавать и размещать собственные токены, а также осуществлять операции через криптовалютные биржи и обменники. Особенностью вводимого регулирования является то, что все операции должны будут осуществляться через компании-резиденты Парка высоких технологий.

    Основные документы:

  • Решение Наблюдательного совета ПВТ
  • Требования к заявителям
  • Требования к оператору криптоплатформы
  • Требования к оператору обмена криптовалют
  • Требования к организатору ICO
  • Требования к правилам внутреннего контроля
  • ________________________________________

    Для компаний-резидентов Парка высоких технологий существуют льготы, включая отмену налога на прибыль (вместо которого применяется взнос в 1% от валовой выручки в пользу администрации парка), сниженной до 9% ставки подоходного налога и расчёта взносов в Фонд социальной защиты населения по среднему по стране, а не по фактическому показателю заработной платы.

    В свою очередь, иностранные компании, которые оказывают маркетинговые, рекламные, консультационные и иные услуги резидентам Парка высоких технологий освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, а также от уплаты налога на доходы, что позволяет продвигать IT-продукты белорусских компаний на иностранных рынках. Для стимулирования инвестиций декрет также освобождает иностранные компании от налога на доходы от отчуждения акций, долей в уставном капитале и паёв в имуществе резидентов Парка высоких технологий (при условии непрерывного владения ими не менее 365 дней).

    Административные и уголовные преследования за бизнес, связанный с криптовалютами

    Прецеденты не известны

    ***

    Продолжение следует…

    ***

    В следующей части будет рассмотрен ряд европейских стран, как входящих в состав ЕС, так и находящихся за рамками его юрисдикции.

     

    Автор обзора: Ne-Standart при поддержке BitNovosti.com

     

    Источник: bitnovosti.com

    Comments (0)
    Add Comment