Банк России начал внимательно изучать операции российских банков, связанные с криптообменниками,— в части платежей между физическими лицами, а также в отношении казино и форекс-дилеров. В ЦБ считают, что такие платежи создают риски потери денег гражданами и вовлекают их в мошеннические схемы. Эксперты говорят о необходимости внесения «правовой ясности» в работу криптообменников.
Как стало известно “Ъ”, в конце 2021 года ЦБ направил банкам запросы относительно сотрудничества с криптообменниками в части проведения платежей между гражданами (p2p), в том числе на карты подставных лиц. В запросах в зависимости от банка фигурировали обменники из списка: btc-obmennik.com, cleanbtc.ru, 100bitcoins.com, ultrachange.biz, 1wn.kz, cryptex24.com/ru/, openchange.cash, xchange.cash, vexel.com, betatransfer.org. Банкиры говорят, что раньше подобных запросов от регулятора не получали.
По данным участников крипторынка, сейчас россиянам доступны услуги 400–450 российских и зарубежных криптообменников. Объем внебиржевого рынка криптовалют в РФ и странах ближнего зарубежья составляет около $1,3 млрд в месяц, из которых на Россию приходится около половины.
Как пояснили в ЦБ, «криптовалютные обменники в сети Интернет, оказывающие услуги гражданам по покупке и продаже криптовалюты, не регистрируют свою деятельность и не несут финансовых обязательств перед физическими лицами».
При этом сделки заключаются анонимно, без изучения целей совершения операций и источников денежных средств для оценки рисков отмывания и финансирования терроризма (ПОД/ФТ). Платежи обменники принимает, по данным регулятора, «не на свои расчетные счета, а на подконтрольные им банковские карты и электронные кошельки, зачастую оформленные на подставных физических лиц». Это «создает риски потери денег гражданами и их вовлечения в мошеннические схемы».
В середине января вопрос о легальности деятельности криптообменников в России поднимал и глава СКР Александр Бастрыкин в интервью «Российской газете»:
«Криптообменники являются, по сути, посредническими платформами выполнения заказов по подбору контрагентов для проведения обмена, а механизм их работы организован как череда операций переводов денежных средств между физическими лицами. При этом эти переводы, как правило, не имеют никаких специфических признаков, назначений платежа».
На сайтах перечисленных выше крипообменников среди партнеров названы, например, Сбербанк, ВТБ, «Тинькофф», Western Union, WebMoney, «Золотая корона». Лишь две последние организации из списка предоставили комментарии, отрицая сотрудничество с обменниками, остальные не ответили на запросы.
«Правила платежной системы «Золотая корона» запрещают любые операции, связанные с предпринимательской деятельностью, в том числе торговлю криптовалютой,— заверили в системе.— В интернете могут появляться мошеннические сайты, которые размешают товарные знаки платежной системы и утверждают, что якобы продают криптовалюту, часто по выгодному курсу».
Все приведенные сайты не имеют никакого отношения к WebMoney, подобные обменники там вносят в список опасных сайтов, утверждают в организации.
Единственный ответивший на запрос “Ъ” критообменник — Vexel.com — сообщил, что платформа работает исключительно в рамках правового поля и руководствуется последней редакцией рекомендаций, разработанных группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Платформа, подчеркнули там, не оказывает услуги по p2p-переводам.
По словам исполнительного директора Национальной платежной ассоциации Марии Михайловой, банки отслеживают сайты криптообменников, на которых без «всякого согласования» размещаются логотипы и названия кредитных организаций, платежных систем, операторов связи, которые «как бы участвуют в обменных операциях». «Нужна правовая ясность. Без нее кредитные организации при всем своем желании и огромных инвестициях в ПОД/ФТ не могут справиться с задачей блокирования переводов»,— уверена она.
Эксперты уверены, что, несмотря на заверения в добросовестности, обменникам, попавшим в список, будет сложно продолжать деятельность.
В то же время криптообменники де-юре не запрещены законом, уточняет директор компании «Юридические и финансовые креативные решения» (LFCS) Юрий Брисов.
«Криптообменный бизнес станет прозрачным, если с ним начнут работать банки, а это произойдет, когда будет понятное регулирование отрасли и ЦБ смягчит свое отношение к криптобизнесу»,— полагает партнер Guskov & Associates Александр Гуськов.
Пока же кредитным организациям проще отказаться от такого партнерства, вызывающего излишние вопросы ЦБ, сходятся во мнении опрошенные “Ъ” финансисты.
Источник: bitnovosti.com