Мы уже не на пороге цифровой революции, а в самом ее эпицентре. Но российский бизнес отстает от западного в этой гонке. Кирилл Туишев, управляющий BCG в России, рассказал, какие заблуждения тормозят цифровизацию бизнеса.
Содержание:
Миф №1. Цифровизация — это мода
Некоторые руководители полагают, что это всего лишь модная тема, интерес к которой скоро угаснет. И они правы: информации о цифровых инновациях, часто противоречивой, стало слишком много. Однако интерес к технологиям вызван не модой — происходит фундаментальное изменение бизнеса и переосмысление роли человека в производственном процессе.
Внедрение цифровых инноваций в разных секторах экономики происходит с разной скоростью, но отмахнуться от них уже невозможно. Рутинные операции рано или поздно будут автоматизированы. По разным оценкам, это коснется до 50% всех профессий. Американский ученый Уоррен Беннис вообще считает, что на заводе будущего останутся два сотрудника — человек и собака. Человек будет кормить собаку, а та — следить, чтобы он не прикасался к оборудованию.
Миф №2. Цифровизация — это некая новая технология, которую можно внедрить
Взрывное развитие современных цифровых технологий связано с объемом и доступностью вычислительных мощностей. Например, самым сильным компьютером в мире сегодня считается китайский Sunway TaihuLight, скорость вычисления которого 93 петафлопса (единица измерения производительности компьютеров, означает десять в 15-й степени вычислительных операций с плавающей запятой в секунду). По статистике (закон Мура и др.), производительность процессоров удваивается каждые 18 месяцев. Огромные мощности позволяют компьютерам решать задачи другого класса сложности, благодаря чему появились искусственный интеллект, блокчейн, интернет вещей, облачные вычисления и т. д.
Таким образом, цифровизация — это не одна технология, а целый комплекс. Имеет смысл присматриваться ко всем, тестировать и оценивать, какой экономический эффект они могут принести в долгосрочной перспективе.
Миф №3. Цифровизация — это программный продукт, который можно купить
Цифровая трансформация — не коробочное решение, которое можно купить у SAP, IBM, Microsoft или кого-то еще. С помощью крупных IT-платформ компании автоматизируют стандартные процессы (производство, бухучет, HR и т. д.), тогда как добавленную стоимость сегодня создают продукты и сервисы, на которые невозможно «натянуть» стандартные решения.
Цифровые инновации рождаются внутри компании, потому что она лучше знает свой бизнес и клиентов. Пришло время для инсорсинга — многие крупные компании будут запускать цифровые проекты силами внутренних исполнителей. К тому же создавать программный продукт сегодня стало проще. Когда 30 лет назад я начинал трудовую деятельность в качестве программиста, мы зарабатывали деньги на решении задач, которые сегодня легко выполняет среднестатистический пользователь Excel. Что касается подрядчиков, если компании и будут их нанимать, то на более поздних стадиях реализации идей.
Что дальше?
Для разработки цифровых проектов нужны люди, и успеха добьются компании, которые смогут привлечь профессионалов, а также переобучить собственные кадры. По нашим данным, в следующие 5−10 лет примерно у двух третей сотрудников крупных корпораций значительно изменятся профессиональные требования.
Кроме того, крупным компаниям придется переосмыслить себя и свое видение будущего. Отказываться от исторических конкурентных преимуществ, приведших компании к успеху, так же безрассудно, как и игнорировать вызовы цифровой революции. Задача СЕО — найти правильный микс, то есть соотношение цифровых и «аналоговых» продуктов и услуг в своем бизнесе. Например, есть и традиционные швейцарские банки, которые работают в офисах без вывесок, и полностью онлайн-банки. А также те, что имеют отделения в деревнях, современный онлайн- и мобильный банк.
От того, как компания определит пропорцию своих цифровых и «аналоговых» процессов и сервисов, будет зависеть ее конкурентоспособность на следующее десятилетие.
Источник: ru.ihodl.com